Народное мнение: граждане думают, что апартаменты строят для кинозвезд

Какие диковинные метаморфозы претерпевает подчас чужестранное слово в сознании носителей заимствующего языка! Удивительной оказалась судьба слова «апартаменты». Энциклопедический словарь советских времен толкует этот термин как большое роскошное помещение, хотя в скобках указывает скромное французское значение-первоисточник – квартира.

Данная статья является справочно-информационным материалом, вся информация в ней представлена в ознакомительных целях и носит исключительно информационный характер.
Оценить квартиру в Москве и Подмосковье – Онлайн калькулятор

Но поскольку большинство наших людей в булочную на такси не ездили и во французских квартирах не жили, то за заморскими апартаментами прочно закрепилась ассоциативная связь с жизнью магнатов, кинозвезд и пр. И развитие современного российского рынка недвижимости все еще не может поколебать устоявшийся языковой стереотип. Профессиональные участники рынка говорят о стремительном развитии сегмента апартаментов, о росте его популярности, а традиционный опрос «Журнала о недвижимости MetrInfo.Ru» показал, что люди в большинстве своем располагают минимальными знаниями о происходящих изменениях и об апартаментах судят весьма поверхностно.

Наш журнал www.metrinfo.ru и портал www.irn.ru неоднократно освещали эту тему, обращая внимание читателей на российские особенности данного вида недвижимости, об истории его появления на рынке, о плюсах и минусах подобного приобретения (см., например, статьи «5 вопросов об апартаментах» или «Апартаменты – новинки сезона», «Апартаменты и квартиры в Москве: новые веяния», «Районы Москвы, лидирующие по числу апартаментов»). И мы, и многие другие издания писали о главном преимуществе апартаментов – их дешевизне относительно квартир при сопоставимых характеристиках, но также предупреждали, что формально апартаменты жильем не являются (там нельзя прописаться), не располагают социальной инфраструктурой, и, наконец, они дороже в обслуживании: налоги, коммуналка, услуги управляющей компании и пр.

Наша беседа в рамках очередного опроса с москвичами показала, что до периода информационного насыщения по теме ой как далеко. В первую очередь организаторы исследования народного мнения поинтересовались, знают ли их собеседники об этом формате жилья. Львиная доля – 81% опрошенных - уверенно сказала: «Да!» (см. диаграмму).

Но на этом их испытания только начинались. Следующие вопросы мы задавали только этой группе респондентов, - заявивших, что они знакомы с понятием «апартаменты». Число участников этой группы было вновь принято за 100%, и эти расчеты отражены на наших диаграммах. По тексту в скобках мы даем другую цифру, чуть меньшую – это доли от общего числа опрошенных. Итак, насколько глубоки познания наших респондентов?

У них спросили, для кого предназначаются апартаменты, и услышали чуть ли не весь синонимический ряд к слову «богач» – для богатых, для олигархов, для состоятельных, у кого есть деньги, и даже для нечестных людей (надо понимать, той части нечестных, кого неразборчивость в средствах привела к обогащению). Вот они отголоски «большого роскошного помещения». (А может быть, у народа есть какие-то ассоциации с башнями «Москвы-Сити», где действительно имеются шикарные апартаменты, которые активно рекламируются? К тому же один из строителей «Сити» – любимец публики г-н Полонский.)

Собственно, этот стереотип в отношении к апартаментам и определил дальнейшие результаты исследования. Среди перечисленных ответов затерялись те, что также отражают реальную целевую аудиторию покупателей апартаментов развивающегося экономкласса – для молодых, для небольших семей, для «одиноких деловых».

Следующий вопрос был: «Как вы полагаете, апартаменты дешевле, чем аналогичные по площади и уровню квартиры, или дороже?». Оказалось, что только пятая часть группы «знатоков» в курсе истинного положения вещей (17% от общего количества опрошенных). Больше 60% (49% - доля всей опрошенной аудитории) считают, что апартаменты дороже, около 6% (4,9%) не подозревают о ценовой разнице, а еще 12% (9,7%) - вообще не располагают мнением на этот счет.

Потом последовало: «Как вы считаете, в апартаментах можно прописаться постоянно?». Правильный ответ – нельзя прописаться - выдала все та же пятая часть группы (даже меньше – 18,5%, а от общего числа участников это – 15%). Больше 60% (49%) уверены, что прописаться можно. А 21% (17%) затруднился с ответом.

Следующий вопрос: «Как вы считаете, в апартаментах выше стоимость коммунальных платежей и налогов или ниже?» - поставил в тупик 58% (47%) опрошенных. Почти 30% (24%) респондентов располагали верной информацией, что налоги там выше. Остальные заблуждались на этот счет, сказав, что налоги ниже.

Напоследок у собеседников журнала www.metrinfo.ru поинтересовались, хотели бы они жить в апартаментах. 74% (60%) ответили твердым «нет». Как оказалось, многие это сделали не из природной скромности, а из соображений разумной достаточности – у них уже есть жилье и другого не надо. 5% (4%) аудитории наш вопрос застал врасплох, а 21% (17%) не отказались бы от такого жилья (вы же помните, примерно пятая часть группы представляет более-менее отчетливо, что такое апартаменты).

Итак, каковы итоги этого опроса? Можно, конечно, рубануть по-ленински про девелоперов, развивающих строительство апартаментов, мол, страшно далеки они от народа. Но лучше выразиться мягче: информации нужно больше, и не только рекламной, но и юридической, экспертной. Нужно чаще рассказывать о возможностях, о рисках, о плюсах и минусах. Ведь формат развивается, круг потенциальных потребителей растет.

Если 10 лет назад это были действительно обеспеченные люди, приобретающие апартаменты как второе, а то и третье жилье. Да и сейчас дорогих апартаментов на рынке предостаточно. Но в последнее время появляется все больше предложений демократичного сегмента – эконом. Чтобы в выигрыше оставались не только продавцы, но и покупатели, нужна максимально полная правдивая информация.

Данные журнал www.metrinfo.ru получил с помощью телефонного опроса, проведенного по репрезентативной выборке. Она позволяет отразить мнение населения сколь угодно большого города и выдержать соотношение по полу и возрасту респондентов в зависимости от численности населения в округах Москвы. В опросе участвовали жители города трудоспособного возраста.

Предложения июля Показать все объекты