Народное мнение: половина москвичей за платные парковки

Жуткий московский трафик – это и тема для шуток, и оправдание для опозданий, и часть московского бытия: где, как ни в пробке можно наложить макияж, пообщаться по телефону с родными и друзьями, послушать умную книгу или любимую музыку. Но все-таки у большинства москвичей сегодняшняя ситуация на дорогах вызывает раздражение и справедливый гнев.

Данная статья является справочно-информационным материалом, вся информация в ней представлена в ознакомительных целях и носит исключительно информационный характер.
Оценить квартиру в Москве и Подмосковье – Онлайн калькулятор

И все прекрасно понимают, что с этим надо что-то делать. Каждый день на улицы Москвы выезжает около 4 млн машин, и всей этой массе приходится где-то парковаться: машины заполоняют дворы, встают вдоль обочин в несколько рядов и даже перекрывают тротуары. Но только не там, где парковки стали платными.

С 1 июня 2013 года на территории Бульварного кольца был введен режим платных парковок. Таким решением власти действительно смогли улучшить ситуацию с трафиком в центре столицы. С введением ограничений водители стали чаще задумываться о необходимости ехать в центр на автомобиле и платить по 50 руб. в час за парковку, и в результате территория Москвы, окруженная Бульварным кольцом, хотя бы перестала быть сплошной парковочной зоной.

Спустя некоторое время границы платного парковочного пространства стали расширяться, меры борьбы с нарушителями - ужесточаться. Так, на улицах появилось больше парконов, с сентября 2013 года в Москве была введена плата за эвакуацию неправильно припаркованных автомобилей. А с 5 декабря к платной зоне присоединились районы Якиманка и Замоскворечье вплоть до Садового кольца.

Да и остальным районам внутри Садового осталось ждать совсем недолго: они должны стать платными со дня на день, с 25 декабря. Причем парковка подорожает: час стоянки внутри Бульварного кольца будет стоить 80 руб., а в зоне Садового кольца - 60 руб. В планах на будущее - распространение платных парковок по всей Москве, даже в спальных районах. Единственно, власти обещают, что чем дальше от центра, тем стоянка автомобиля будет дешевле, а по выходным и праздникам, возможно, разрешат парковаться бесплатно.

Такие нововведения не могли не вызвать реакцию общественности. Не так уж мало граждан (см. статью «Народное мнение: каждый пятый москвич за платные парковки») одобряет решение властей, полагая, что благодаря платным парковкам сократится число автомобилей, а значит, будет меньше пробок, Москва станет краше и пешеходы смогут чувствовать себя намного комфортнее.

Однако понятно, что это бьет по карману обычных горожан, заставляет отказываться от автомобиля и садиться на метро. К тому же людей возмущает сам факт необходимости платить за то, что совсем недавно было бесплатным. Местным жителям положен льготный годовой абонемент за 3 тыс. рублей, однако многие из них недовольны экспериментом и считают, что их права нарушены.

Неудивительно, что в ответ на решение градоначальников возникло движение «Платные парковки в центре Москвы. Жители – против», его участники уверены, что нельзя принимать решение по парковкам без согласия граждан. И в этом их поддерживают депутаты партии «Справедливой России», инициировавшие референдум по вопросу платных парковок в центре столицы и расширения их зоны. Мосгордума поддержала эту инициативу, и вполне возможно, что референдум состоится в единый день голосования в сентябре 2014 года. Но это никак не повлияло на уже принятое решение о расширении зоны платной парковки - с 25 декабря 2013 года в пределах Садового кольца можно будет парковаться только за деньги. А смогут ли повлиять результаты референдума на дальнейшие планы московских градоначальников, пока не известно.

Да и что покажет референдум неясно: до сентября еще далеко и мнение горожан может измениться. Но чтобы выяснить, как относятся москвичи к платным парковкам сегодня, «Журнал о недвижимости MetrInfo.Ru» провел очередное социологическое исследование.

Тема платных парковок действительно имела большой общественный резонанс. Практически все опрошенные москвичи оказались в курсе парковочного вопроса, они знали об эксперименте с платными парковками в пределах Бульварного кольца, когда 1 час стоянки обходился автовладельцам в 50 руб., и слышали, что столичные власти признали его удачным. Также 87% респондентов заявили, что знают о расширении зоны платных парковок до Садового кольца в декабре 2013 года, и лишь 13% москвичей пребывают в неведении.

Большинство москвичей знает и о стоимости парковки. 79% опрошенных слышали, что внутри Бульварного кольца один час стоянки будет стоить 80 руб., а внутри Садового кольца – 60 руб., но местные жители смогут купить годовой абонемент за 3 тысячи рублей.

Но вот эффект от платных парковок вслед за градоначальниками признали далеко не все респонденты, мнения разделились практически поровну: 41% опрошенных москвичей признали, что польза от платных парковок есть, но 39% ответили, что не заметили никакого положительного эффекта, а еще 20% не смогли дать однозначный ответ, ссылаясь на то, что «редко бывают в центре Москвы», «ездят только на метро» и «не имеют автомобиля».

Сторонники платных парковок отметили, что с их появлением «паркинг стал правильнее», «легче стало проехать», «меньше стало пробок», «меньше машин», в том числе на тротуарах, и «больше места для прохожих», то есть «стало свободнее». А еще «компактно и порядочно», «как на Западе».

И даже те, кто пока не увидел существенных изменений, заявили, что «со временем будет порядок», так необходимый на парковках, «автомобилисты не будут нарушать правила парковки», «люди будут больше ездить на общественном транспорте», и в результате у нас «будет, как за границей». Собственно, некоторые респонденты приходят к выводу, что платные парковки – благо после путешествий в Европу: «везде, где мы были, - платные парковки», и при этом никто не возмущается и нет таких ужасных пробок.

Противники же эксперимента с платным паркингом уверяли, что «не увидели изменений», что «их незаметно» и «все осталось по-прежнему»: «живу в самом центре, но порядка не вижу», «на улицах такой же беспорядок» и «такие же пробки», «парковаться так же трудно», «машин все равно много и меньше не будет», причем «ставят их, где хотят», в том числе «в неположенных местах». В итоге «везде все забито» и «приходится обходить машины, как и раньше», а значит, «платные парковки не помогают» и «не эффективны». Тем более что «они загружены»: «парковки-то есть, но мест на них нет».

Но 49% респондентов (половина всех опрошенных) все-таки одобряет расширение зоны платных парковок в центре Москвы, 33% не поддерживает эту инициативу, а 18% не имеют на сей счет четкого мнения.

Москвичи, высказывающиеся за платные парковки, уверены, что «они обязательно нужны» и их «давно нужно было сделать», потому что иначе «машин в центре больше, чем людей». Люди надеются, что с расширением платных парковок «меньше будет машин на тротуарах», «безопаснее будет оставлять автомобиль» и «меньше станет пробок». И, кроме того, как выяснилось, современные москвичи готовы расставаться со своими кровными, ведь «за все нужно платить», «сейчас такая жизнь». Если же денег нет, можно ездить на метро, но «если ездят на работу на машине, значит, имеют деньги и могут платить», и жалеть в данном случае никого не надо.

Но среди противников расширения зоны платных парковок так не считают, хотя бы потому, что люди понимают – им придется отказаться от поездок в центр Москвы на автомобиле просто потому, что не позволят финансы. «Для меня это будет дорого», «я не готова платить за парковку», «нельзя делать все платным», - говорили респонденты. При этом многие высказались за новые бесплатные парковки: «в городе должны быть бесплатные стоянки», «я одобряю развитие только бесплатных паркингов», «власти готовы брать деньги за каждый шаг», но это неправильно.

Противников парковок задевает не только денежный вопрос, некоторые полагают, что от этого страдают жители ЦАО, а многие просто считают, что в платных парковках «нет смысла» и делать их «бесполезно», потому что «правильно парковаться все равно не будут», «и даже за деньги поставить машину будет негде». Поэтому оптимальнее «строить подземные паркинги», а для улучшения транспортной ситуации «вместо платных парковок расширить пешеходные тротуары».

Но, впрочем, сторонников платных парковок на сегодня все-таки немного больше, поэтому если бы референдум по данному вопросу проходил сегодня, то москвичи, вероятно, поддержали бы решение градоначальников. Впрочем, авторам эксперимента стоит обратить внимание и на претензии, тех, кто недоволен парковками, чтобы постараться делать жизнь в городе удобнее для всех – и для автомобилистов, и для пешеходов, и для жителей центра, и для его гостей.

Данные журнал www.metrinfo.ru получил с помощью телефонного опроса, проведенного по репрезентативной выборке. Она позволяет отразить мнение населения сколь угодно большого города и выдержать соотношение по полу и возрасту респондентов в зависимости от численности населения в округах Москвы. В опросе участвовали жители города трудоспособного возраста.