Народное мнение: большинство людей покупка жилья за границей не интересует

24 марта 2014 г.

Как минимум последнее десятилетие зарубежная недвижимость считается привлекательным приобретением. Существует представление, что это надежное средство для сбережения, приумножения капиталов на фоне российской нестабильности, а также - второй дом, где можно беззаботно и комфортно проводить летние каникулы и отпуска либо проживать на пенсии.

Собственность за границей – это еще и пропуск в развитую и цивилизованную страну, ведь при покупке жилья на кругленькую сумму евро или долларов можно получить вид на жительство и в Евросоюзе (в частности, в Латвии, Испании, Греции и на Кипре), и в Великобритании, и в США. Кроме того, для многих соотечественников дом за рубежом – это модный и престижный символ успеха.

Прежде всего, популярностью у наших покупателей пользуются теплые европейские страны, предлагающие курортную недвижимость в Средиземноморье или на берегах Черного моря. Измученные своим неласковым климатом мы мечтаем о солнце и пляжах и поэтому охотно выбираем Испанию, Черногорию, Грецию, Хорватию, Италию или Болгарию, тем более что добираться до этих стран сравнительно недолго, а цены здесь более чем радуют. Порою они даже ниже, чем в родном Орле или Вологде, и уж тем более в Москве. Например, в Варне – самом известном курорте Болгарии современную просторную квартиру с 2-3 спальнями можно купить за 80-90 тыс. евро, а студия на менее престижном курорте обойдется всего в 20-30 тыс. евро. Такие же цены можно найти и в Черногории, и на юге Италии (скажем, в Калабрии), и на Коста-Бланке в Испании. В Подмосковье с таким бюджетом можно рассчитывать разве что на участок земли без подряда и зачастую без коммуникаций.

Также в последние годы пользуется популярностью недвижимость в Латвии. Здесь самая доступная по Шенгену программа получения вида на жительство (ВНЖ) для покупателей жилья. Чтобы получить заветный документ, дающий право свободно жить и перемещаться по странам Шенгенского соглашения и Евросоюза, достаточно приобрести квартиру или дом в Риге и Рижском районе или в Юрмале более чем за 142 тыс. евро либо в других районах Латвии более чем за 72 тыс. евро.

Россияне охотно покупают недвижимость в Германии, во Франции, в Великобритании и в США. Эти страны отличаются довольно стабильной экономикой, высоким уровнем жизни и развитой инфраструктурой, в том числе социальной, это и манит соотечественников. Плюс рынки недвижимости данных государств оказались более устойчивы к кризису 2008-2009 гг., что внушает уверенность в ценности своего приобретения и сохранности капитала. Но жилье здесь, конечно, недешевое. В Германии, например, стоимость хорошей студии в популярных городах, таких как Берлин, Франкфурт-на-Майне или Мюнхен, начинается уже от 40-50 тыс. евро. Впрочем, в провинции и даже «на водах» (за исключением самых популярных курортов) можно подобрать объекты за 15-30 тыс. евро.

Таким образом, зарубежная недвижимость не так уж недоступна и вполне по карману среднему классу. Что же касается состоятельных бизнесменов, звезд шоу-бизнеса и чиновников, приобретающих в зависимости от доходов апартаменты в европейских столицах, белоснежные виллы на Лазурном берегу или аккуратные домики на испанском побережье, то для них жилье за границей давно уже стало чем-то само собой разумеющимся. Активный спрос на зарубежное жилье приходился на посткризисный период, когда цены значительно упали. Однако в последнее время эксперты отмечают некоторое снижение интереса к заморским метрам. Об этом же говорят и данные социологического исследования, которое провел «Журнал о недвижимости MetrInfo.Ru», поговорив на данную тему с москвичами.  

На вопрос «Если бы у вас появилась возможность, хотели бы вы иметь жилье за границей?» большинство опрошенных – 76,3% - ответили отрицательно:

И только около четверти респондентов (23,7%) признались в том, что не отказались бы от зарубежной недвижимости. Что любопытно, в предыдущем исследовании на данную тему, которое проводилось около двух лет назад, желающих обрести жилье за рубежом было 49% («Народное мнение: каждый второй хотел бы купить жилье за границей»).

Судя по всему, «берег турецкий» теряет свою привлекательность. Почему? Мы попросили ответить на этот вопрос тех, кто не хотел бы покупать недвижимость за границей. Примерно половина опрошенных в этой группе, объясняя свой ответ, говорили, что зарубежная недвижимость им просто «неинтересна»: «у нас здесь все есть, и нам этого вполне хватает», «у меня нет необходимости в этом», «там мне недвижимость не нужна», «мне не нужно, даже не думала об этом», «даже не рассматриваю это для себя».

Отсутствие интереса к собственности за границей почти значительной части респондентов имеет определенные основания. Если раньше о зарубежной недвижимости обычно говорили с придыханием, расписывая ее прелести и инвестиционные перспективы, то сегодня взгляд «общественности» стал более трезвым. Благодаря россиянам, уже купившим жилье за рубежом и охотно рассказывающим о своем опыте в блогах и на тематических форумах, а также профильным СМИ люди поняли, что заграничные квадратные метры – это не только вид на море и бассейн, но и немаленькие расходы на их содержание, а также налоги, высокие коммунальные платежи, сопутствующие затраты по сделке купли-продажи и т. п. Да и перспективы роста цены приобретаемого объекта и доходов от аренды зачастую оказываются не такими уж радужными, а жизнь на чужбине - не такой уж дешевой, как обещают многие риелторы.

Например, в той же Болгарии, которая считается одной из самых бюджетных, действительно дешевы только продукты собственного производства, а импортируемые товары и бензин стоят совсем немало («Жизнь в Болгарии. Цены. Мифы и реальность. Считаем затраты на проживание и обслуживание недвижимости. Интересные варианты на бальнеологических курортах в Велинграде и Сандански»). Сталкиваясь с такой информацией, люди понимают, что не все так прекрасно, как на рекламных буклетах. Более того, у части респондентов из данной группы даже складывается мнение, что заграничные квадратные метры - «это головная боль», «это неудобно» и «можно съездить за границу пару раз, но недвижимость там ни к чему - лишние затраты».

Остальные «противники» зарубежного жилья называли другие причины. Так, выделилась «подгруппа» пенсионеров, которым зарубежная недвижимость уже «не по возрасту»: «нам это не нужно, потому что лет много», «я очень пожилая, мне уже поздно что-то менять», «да куда уже дергаться, надо доживать здесь, причем и финансы не позволяют», «я пенсионерка, мне бы тут как-то прожить».

Также респонденты сообщали, что они обеспечены квадратными метрами и больше им не нужно: «у меня здесь есть жилье и мне этого достаточно», «имею недвижимость за городом, и этого вполне хватает», а несколько граждан, отвечая на наш вопрос, даже оптимистично заявили: «у нас все есть»!

Как всегда, обнаружились и «патриоты», для которых собственность в России ассоциируется с любовью к Родине: «мы живем здесь, здесь наш дом», «дома лучше», «нас интересует только Москва и Россия», «я очень люблю Москву - коренная москвичка», «я Родину люблю»!

Более того, покупка недвижимости за границей для некоторых патриотично настроенных респондентов сродни равнодушию к судьбам Родины: «здесь надо жизнь устраивать, а не по заграницам ездить», «нам нужно сидеть дома и страну строить, а заграница нам не нужна», «я люблю эту страну, а те, которые уезжают - им наплевать на Россию». С таким настроем идея покупки зарубежной недвижимости не могла не восприниматься в штыки.

Еще одна «подгруппа» - это люди, которые, может быть, и не отказались бы от «домика у моря» в чужеземных странах, если бы им позволили финансы: «у меня нет материальной возможности», «для нас это просто невозможно», «у меня нет и не будет возможности купить», «даже не рассматривал такую возможность из-за отсутствия финансов». Также были замечены люди, которые говорили, что зарубежное жилье не интересно им в данный момент, а в будущем все еще может быть: «сейчас у меня другие задачи», «это вряд ли интересно для меня сейчас».

Ну а тех, кто все-таки не побоялся пофантазировать и признался в своем желании иметь зарубежное жилье (это, напомним, чуть менее 24% от общего количества опрошенных), мы попросили выбрать «страну мечты». Чаще всего называли Черногорию. Также в пятерку лидеров попали Греция, Испания, Болгария и Германия.

Стоит отметить, что по результатам опроса, проведенного в ноябре 2012 года, самой популярной страной для приобретения недвижимости была Болгария («Народное мнение: Болгария – лучшая страна для россиянина»), а Черногория занимала второе место. Видимо, Болгария оказалась не такой шоколадной, как ее представляли, да к тому же для въезда в эту страну нужна виза, а в Черногорию можно приехать просто с заграничным паспортом.

И все же самыми популярными, как и в прошлый раз, оказались европейские государства, а возглавила список страна со славянским населением. Выбирали их из-за близости к России, теплого моря (оно есть у всех лидеров кроме Германии) и просто потому, что там понравилось. Приглянулись стиль жизни, люди, обычаи, природа и климат. Помимо же этого в Черногорию респондентов влечет «географическое расположение», «близость нам по духу», «минимум отрицательной информации», а в Испанию и в Грецию – «низкие цены на недвижимость». Болгария попала в лидеры в том числе «потому, что там дешево и можно выезжать как к себе на дачу», а спрос на Германию объясняется тем, что это «богатая страна с высоким уровнем жизни, где приятно жить пенсионерам», «стабильная и перспективная для инвестиций».

По причинам стабильности, богатства, высокого уровня жизни и инвестиционных перспектив респонденты выбрали также Англию, США и Швейцарию. Называли и экзотичный Таиланд - благодаря жаркому солнцу и душевному расположению.

Также опрошенные называли Хорватию, Италию, Францию, Чехию, Словению, Финляндию, Португалию, Румынию и Австралию, их выбирали, прежде всего, исходя из личных предпочтений, а также хорошего климата и высокого уровня жизни. Благодаря низким ценам в список попал Вьетнам, а кое-кто из респондентов предпочел далекую и загадочную Новую Зеландию, объяснив свой выбор тем, что «эта страна на сегодня самая безопасная».

Итак, подводя итоги опроса, заметим, что тех, кто не исключил для себя возможности в перспективе купить жилье за границей, хоть и стало меньше (в сравнении с данными нашего предыдущего исследования), но и не так уж мало – около четверти опрошенных. Самыми популярными у потенциальных покупателей стали европейские курорты. Большинство же москвичей зарубежной недвижимостью не интересуется - у людей на «повестке дня» совсем другие проблемы, более насущные, и к идее покупки дома за границей они относятся скептически. В том числе и потому, что владение недвижимостью – это не только удовольствие, но и затраты.

Данные журнал www.metrinfo.ru получил с помощью телефонного опроса, проведенного по репрезентативной выборке. Она позволяет отразить мнение населения сколь угодно большого города и выдержать соотношение по полу и возрасту респондентов в зависимости от численности населения в округах Москвы. В опросе участвовали жители города трудоспособного возраста.