Народное мнение: за что платить риелтору?

Риелтор – профессия неблагодарная. В том смысле, что благодарность за сделанную работу обычно совпадает с моментом расчета за нее же, а именно в этот момент многие заказчики испытывают острое сожаление от расставания с деньгами.

Интересно, почему это происходит? Ведь вроде процент оговорен заранее, клиент примерно, а то и точно представляет сумму. Но удивительное дело, комиссионные риелтора люди часто воспринимают так, как если бы официант вместе с чаевыми прикарманил весь расчет за праздничный ужин.

Возможно, это связано с тем, что содержание агентской работы трудно оценить правильно, а тем более придать ему точное денежное выражение. То есть когда вы - лично - довели с риелтором дело до логического конца, тоже порядком устали и изнервничались и платите ему 5% от суммы сделки, например, в 3,5 млн, то воспринимаете это как грабеж. Вы говорите себе, что 3-4 (хорошо – пусть 10) поездок на смотрины и один договор не стоят 175 тыс. рублей. Вы на такие деньги, может, работаете от 2 до 6 месяцев.

С другой стороны – риелтор вам может возразить, что провел эту сделку тоже только одну за два месяца, а на смотрины бегает 5 раз на дню с разными клиентами. Но почему именно вы и ваш кошелек единственные в ответе по итогам вполне, допускаем, длительных и неустанных трудов агента?

Аргумент такого плана, что в Америке, дескать, сумма агентских чуть ли не в два раза выше и там риелтор в ответе только за подбор варианта, не принимается, потому что если американский риелтор вам подсунет юридически небезупречную квартиру, он может лишиться лицензии, а его российский собрат наказания успешно избежит.

Впрочем, на этот счет существуют разные мнения (подробнее читайте в статье «Чем русский риелтор выгодно отличается от американского»). Но если вы не эксперт, а обычный гражданин, то вам, скорее всего, не с кем сравнивать нашего, российского, риелтора. Просто если еще остались отрасли народного хозяйства, в которых мы впереди планеты всей, то сфера услуг в их число не входит абсолютно точно. Сплошь и рядом случается, что риелтор показывает вам варианты выше названного вами денежного предела в надежде на бОльшие комиссионные. А, приводя вас в квартиры названного вами ценового диапазона, в ответ на высказанное неудовольствие чем-либо заявляет: а что вы хотели за такие деньги.

Те же покупатели-продавцы, которые ради экономии решили сами побегать по инстанциям, видят, например, в отделении Росреестра, перед собой очереди риелторов, занимающих окошки часами, так как у них с собой 20 пакетов документов тех клиентов, которые решили не экономить. Словом, списочек претензий у клиентов тот еще.

Хотя будет несправедливо не отметить, что за два с лишним десятилетия, что существует в стране рынок риелторских услуг, он очень и очень цивилизовался. Появились агентства с репутацией, с именами на слуху. У активной части населения непременно есть телефонный номерок хорошего стоматолога, знакомого юриста и расторопного риелтора. Различных неприглядных случаев мы не касаемся намеренно, так как ситуаций, в которых люди тех или иных профессий не чтят Уголовный и Административный кодексы, в общем-то, хватает везде. (См. об этом статью в «Комиссия за сделку: что скрывают посредники?») Просто мошеннических схем, реализуемых с помощью риелторов, люди боятся больше, потому что особо «удачные» аферы для потерпевших сопоставимы по масштабу с катастрофами: в одночасье можно лишиться всего.

Итак, есть услуга – значит за нее надо платить. Мнения производителя и потребителя услуги на этот счет всегда разные, но приемлемый для обеих сторон вариант есть почти всегда. «Журнал о недвижимости MetrInfo.Ru» однажды выяснял народное мнение о необходимости агентских услуг, обоснованности их оплаты и пр. (См. «Народное мнение: риелторам надо платить»). Но с тех пор утекло много воды. Что сейчас думает народ о том, какая сторона должна оплачивать комиссионные, каково народное представление о справедливом вознаграждении, выяснял журнал в рамках очередного опроса жителей Москвы.

Наши собеседники прекрасно осведомлены о том, что участники сделки платят своим риелторам комиссионные: 94% против 6% пребывающих в неведении.

Сопоставимый уровень информированности о том, что при аренде жилья услуги риелтора оплачивает тот, кто снимает. 89% против 11%.

При этом только половина опрошенных считает такое положение вещей (когда «благодарит» риелтора именно арендатор) справедливым. Комментируют они это разумным доводом, что раз «человек самостоятельно не может найти вариант, то должен платить», или довольно незамысловатым – «так положено». 36%, напротив, считают это несправедливым.

Тут на поверхности лежал вывод, что эти респонденты были в незавидном положении арендатора, когда и риелтору комиссию в размере месячной оплаты внесешь, и владельцу квартиры заплатишь за первый и последний месяц проживания и на оставшиеся копеечки пойдешь запасаться квасом и черным хлебушком, чтобы перебиться до зарплаты. Но нет, комментарии к ответам выявили у довольно большой части опрошенных отношение к труду риелтора как к волонтерской деятельности – «они должны помогать людям бесплатно». Многие респонденты также думают, что агенты берут слишком дорого, а также что «они получают зарплату за свою основную деятельность» (что, вообще-то, не соответствует действительности). 14% затруднились с ответом на этот вопрос.

Далее у москвичей выясняли разумный, на их взгляд, размер комиссионных агента при оказании полного комплекса услуг при продаже квартиры, включая юридическое оформление сделки. И тут выяснилось, что быть недовольными высоким уровнем комиссии легко, а оценить самостоятельно их приемлемый, то есть не вызывающий недовольства размер сложно. Обобщить полученные результаты можно следующим образом.

Пятая часть опрошенных оперирует существующими среднерыночными размерами комиссии – 3-5%. Чуть меньшее число (16% респондентов) считает, что комиссия должна зависеть от стоимости квартиры, но не раскрывает при этом соотношение. Некоторое количество участников опроса называло фиксированные цены, а не процент. Разброс составил от 50 до 300 тыс., максимальное количество голосов при этом набрала версия 100-150 тыс. рублей: такой размер комиссии предпочли до 11% аудитории. Чуть больше трети – 34% - не представляет – сколько это может стоить.

Не меньший разброс мнений вызвал вопрос о стоимости услуги по юридическому оформлению сделки, если покупателям-продавцам повезло найти друг друга самостоятельно, а риелтор занимался бы только оформлением. При этом затруднились с ответом куда большее количество народу – 65% опрошенных.

19% считает, что риелтору хватит менее 5 тысяч рублей, 8% согласны поднять эту планку до 10 тысяч, а 3% - до 15 тысяч. 3% респондентов полагает, что сумму вознаграждения надо определять «по договоренности», еще 2% склоняется к тому, что эта сумма должна быть меньше 1% от стоимости квартиры. Нам остается только добавить, что за такие деньги риелторы работать точно не будут.

Как можно подытожить результаты нашего опроса? Люди привыкли к существующему положению вещей, имеют представление, как обычно протекает та или иная сделка на рынке риелторских услуг и понимают, что услуги посредника на рынке недвижимости небесплатны. Не всем, однако, сложившаяся практика кажется справедливой, в частности – в сфере аренды жилья. И уж точно треть аудитории считает риелторские услуги очень дорогими и уменьшила бы ценник, будь на то их воля, в разы. Но у большинства все-таки нет отчетливого понимания, каков размер справедливых комиссионных. Что, впрочем, и понятно: чисто теоретически на такие темы рассуждать трудно.

Данные журнал www.metrinfo.ru получил с помощью телефонного опроса, проведенного по репрезентативной выборке. Она позволяет отразить мнение населения сколь угодно большого города и выдержать соотношение по полу и возрасту респондентов в зависимости от численности населения в округах Москвы. В опросе участвовали жители города трудоспособного возраста.