Народное мнение: где купить «второй дом» - в России или за границей

За последние 15 лет мы уяснили, что дача – это вовсе не обязательно 6 соток, щитовой дом и удобства на улице. Дача может быть вполне красивой, удобной, современной. Сегодня такую «продвинутую» дачу принято называть «вторым домом». И она даже может находиться совсем в другой стране. В последнее время россияне все чаще покупают «второй дом» за границей – в Болгарии, Турции, Хорватии, Черногории и других странах. Но ведь и в России есть курорты – Сочи, Геленджик, Анапа, Азовское побережье…

В этот список еще можно прибавить здравницы Кавказских Минеральных Вод (КМВ) горнолыжные курорты (Красная поляна, Приэльбрусье, Яхрома и т.п.), побережье Байкала и Алтай.

Самый-самый – это, конечно, город Сочи. Можно ли здесь прикупить курортных метров? Конечно! Однако Сочи – город недешевый. На сочинской «вторичке» цены начинаются от 55-60 тыс. руб. Если постараться, то можно найти симпатичные варианты, например однокомнатную квартиру недалеко от моря - за 3,2 млн. руб. Малюсенькая квартирка площадью всего 18 кв.м. потянет за 1,3 млн. руб. Двушка уже выйдет дороже – от 4,5 до 5,5 млн. рублей.

Более современные варианты нужно искать на рынке новостроек. Готовую квартиру в новостройке можно купить за 3-4 млн. рублей, строящуюся – в два раза дешевле. Цены в сочинских новостройках сравнимы с «дорогим» Подмосковьем: - в эконом-классе – 67 тыс. рублей, в «бизнесе» – 98 тыс. руб.

Среди сочинских новостроек на слуху ЖК бизнес-класса «Парк Горького», «Королевский парк», «Сани Хилл», «IDEAL house» в микрорайоне Бытха, «Ривьера», а среди экономичных проектов – ЖК «Посейдон», «Весна», «Дом Пионер».

Современные ЖК есть и в Геленджике, например - «Сады морей». Самые дешевые апартаменты здесь предлагают за 7,8 млн. руб. Это будет либо двухкомнатная квартира площадью 87 кв.м. либо трешка площадью 78 кв.м.

В Туапсинском районе в двух часах езды от Краснодара, возводится курортный комплекс «Costa Rusa». Сегодня квартиру с одной спальней площадью 86 кв.м. можно купить за 5,4 млн. руб.

Как видим, Краснодарский край – удовольствие, стоящее приличных денег. На курортах поскромнее и суммы куда демократичнее, однако, и современного строительства почти что нет. Так, например, курортная недвижимость Кавказских Минеральных Вод, представлена в основном «вторичкой» в «частном секторе» и в домах прошлого века по цене от 30 тыс. руб. за квадратный метр. В дефицитных новостройках цены  начинаются от 37 тыс. руб. за кв.м.

В целом же, говоря о российской курортной недвижимости, стоит отметить слабый момент (впрочем, он присущ всему нашему рынку) - мало качественных недорогих объектов, рассчитанных на широкого покупателя. Что еще можно сказать о недостатках российской курортной недвижимости? Их и так все знают – дефицит современной инфраструктуры, сервис неважнецкого качества, дороги не европейские.

Между тем на заграничных курортах можно найти вполне недорогие варианты да плюс получить неплохой сервис. Самый модный в этом сезоне пример – итальянская провинция Калабрия с удивительно демократичными ценами. Можно подобрать себе хорошие апартаменты от 55 тысяч евро. (Чуть более 2 млн. рублей. Дешевле чем в Сочи). Нечто подобное можно найти и в Греции, не говоря уже о Болгарии… С сочинскими сопоставимы цены на Кипре – около 2 тысяч евро за квадратный метр.

Однако главный минус заграничного жилья заключаются в визовых и прочих ограничениях, связанных с владением недвижимостью для «неграждан» этих стран. (Подробнее об этом в статье «Заграничная недвижимость для отъезда: что получат владельцы жилья – визу, мультивизу, вид на жительство или гражданство»).

Тем не менее, для людей, задумавшихся о приобретении «второго дома» есть выбор. Что предпочесть? Этой теме журнал Metrinfo.ru посвятил очередное социологическое исследование и окунулся в народную гущу с помощью телефонного опроса.

Перво-наперво мы хотели выяснить, хотят ли наши граждане в принципе иметь курортную недвижимость.

Как оказалось, большинство – 77,7% опрошенных москвичей не желают связывать себя этим видом собственности.

И только 22,3% (чуть больше одной пятой) респондентов хотели бы иметь курортное жилье.


Недвижимость


Затем мы задали наш главный вопрос: «Если бы перед вами стоял выбор: купить курортную недвижимость в России или за границей, что бы Вы предпочли?»

38,8%участников опроса заявили нам, что согласились бы иметь «второй дом» в России;
30,1% - остановили свой выбор на заграничном варианте;
14,6% - не стали бы выбирать ничего;
4,9% - желали бы что-то «другое»;
11,6% опрошенных затруднились с ответом.


Недвижимость


Каждая группа участников объяснила нам свой выбор. Представители первой группы, которая предпочла иметь недвижимость на российских курортах (38,8%) сообщили нам, что они, прежде всего, патриоты: «зачем мне заграница, мне и дома хорошо»; «так люблю Россию»; «это моя страна, зачем мне куда-то ехать»; «где родился там и пригодился».

Близкими по духу к упомянутой уже точке зрения оказались высказывания наших собеседников, которых не привлекает заграница: «мне там не понравилось»; «а что за границей хорошего»; «еще Россию не видели, не то чтобы лезть за границу».

Люди также считают, что в России как-то все понятнее: «меньше проблем съездить и отдохнуть»; «у нас я считаю все проще, хотя жуликов хватает».

Кроме того, респонденты говорили о том, что доехать до своего дома в России будет дешевле, чем до заграничного.

Люди также предположили,  что инвестиции в российские курорты могут оказаться выгоднее, чем в заграничные.

Вторая группа опрошенных нами людей, которые купили бы «дальнюю дачу» за границей (30,1%) привела следующие аргументы. Первое, что отметили – это более высокий уровень жизни: «люди другие и жизнь там другая»; «более комфортные условия»; «жила заграницей тридцать пять лет, там люди умеют и хотят зарабатывать деньги, они внимательны, чутки, услужливы и дисциплинированны»; «сервис лучше и все проще»; «цивилизацией больше пахнет».

Следующий аргумент – можно найти вариант, доступный по цене: «у нас в Краснодарском крае неоправданно завышены цены на недвижимость»; «в Турции цена намного ниже, чем у нас»; «в Испании намного дешевле, знакомые, недавно купили и очень довольны».

Еще одно соображение – гарантии прав собственника: «у нас собственность могут в любой момент отнять»; «там более надежно, чем в России».

Среди преимуществ люди также отмечали мягкий морской климат европейских курортов.

Граждане из группы, которая вообще не хочет никакой курортной собственности (14,6%), объясняли свое решение тем, что у них нет денег, чтобы покупать и содержать недвижимость, поэтому они не поддержали даже теоретический разговор на данную тему.

Подведем итоги. Большинство участников опроса  – 77,7% не хотели бы иметь в собственности жилье на каком-нибудь курорте. Желали бы стать владельцами курортной недвижимости только 22,3%. Однако если бы перед нашими собеседниками все-таки стоял конкретный выбор, где купить «второй дом», 38,8% предпочли бы иметь его в России, поскольку они считают себя патриотами, их не очень-то привлекает заграница. Кроме того, в России все понятнее, и даже знаешь, откуда ждать подвоха. Наконец, по их мнению, дорога до российской дачи окажется дешевле, а инвестиции в наши курорты  – выгоднее.

Представители второй группы (30,1%), которой предпочтительнее показалась заграница, выделяли такие плюсы, как высокий уровень жизни, доступные цены на недвижимость, надежность сделки и гарантии собственникам, а также - приятный климат. 14,6% - не выбрали ни Россию, ни заграницу, 4,9% - имеют «другое» мнение, 11,6% затруднились с ответом.

Окончательный вывод – как показал опрос, группы респондентов, предпочитающих иметь курортную недвижимость за границей и в России, оказались вполне сопоставимы по количеству участников. Поклонников российских курортов пока больше, но ненамного. Однако выбравшие Россию респонденты руководствовались в основном эмоциями (любовь, патриотизм), а выбравшие заграницу, - привели рациональные объяснения (гарантии собственникам, цены, уровень жизни).

Данные журнал Metrinfo.Ru получил с помощью телефонного опроса, проведенного по репрезентативной выборке. Она позволяет отразить мнение населения сколь угодно большого города и выдержать соотношение по полу и возрасту респондентов в зависимости от численности населения в округах Москвы. В опросе участвовали жители города трудоспособного возраста. Подробнее о социологических исследованиях на рынке недвижимости.