Проект «малое кольцо» против пробок в метро

Приспособить столетнюю Малую Окружную железную дорогу (МОЖД), доставшуюся столице в наследство от дореволюционных времен, под нужды городского транспорта, московские власти мечтали давно. И дозрели: первый заммэра Москвы Петр Бирюков недавно пообещал москвичам, что движение по первым пяти станциям Малого железнодорожного кольца будет пущено ко Дню города 7 сентября 2008 года. Запроектировано 30 станций, с которых можно будет пересесть в метро и на наземный транспорт.

Данная статья является справочно-информационным материалом, вся информация в ней представлена в ознакомительных целях и носит исключительно информационный характер.
Оценить квартиру в Москве и Подмосковье – Онлайн калькулятор

Интернет-портал о недвижимости Metrinfo.Ru решил рассказать сегодня об этом проекте. Узнать о станциях пересадок можно из таблицы в конце текста, а также из схемы будущей пассажирской дороги (схема дана в следующей главке)

Republic - квартал в центре Москвы Квартиры премиум-класса. Роскошные мастер-спальни, гардеробные и панорамные террасы.
Реклама
от 24,3 млн руб.
Застройщик: АО СЗ ПРЕСНЕНСКИЙ ВАЛ 27. Проектная декларация на сайте https://наш.дом.рф.

Что было: горожане на «железку» не пересели
К началу ХХ столетия Москва стала узлом железнодорожных сообщений: железные дороги необъятной Российской Империи сходились в Первопрестольной. К 1900 году в Москве уже существовали нынешние вокзалы: Рязанский (Казанский), Николаевский (Ленинградский), Ярославский, Курский, Саратовский (Павелецкий), Брянский (Киевский), Брестский (Белорусский), Бутырский (Савёловский) и Ржевский (Рижский).

Именно тогда железнодорожники столкнулись с проблемой переброски грузов и пассажиров с одного радиального направления на другое. Но идея кольца витала в воздухе и до этого. Так, по сведениям историка Москвы Ивана Андреева, опубликовавшего свои изыскания в портале «Железнодорожное дело», в 1870 году инженеры Андрей Горчаков и Александр Пороховщиков выступают с проектом окружной железной дороги ориентировочной стоимостью 13 млн. рублей. Но Мосгордума отказала – кое-кто из ее гласных (по-нынешнему – депутатов) имел долю с извозчичьего бизнеса, который мог бы быть подорван введением нового вида городского транспорта. Вот она, коррупция!

А в 1900-м году инженер Рашевский предложил великому князю Сергею Александровичу, бывшему тогда московским генерал-губернатором, проект соединения всех веток одним железнодорожным кольцом. Генерал-губернатор отправил проект на утверждение царствующему племяннику и Николай на титульном листе собственноручно начертал: «Дорога должна иметь сообразный Первопрестольной столице вид».

Под руководством архитекторов Померанцева и Марковникова были построены 17 вокзалов в едином стиле – из красного кирпича с белой отделкой, а также дома для персонала станций, столовые, казармы, кузницы, мастерские. В зданиях были установлены голландские и русские печи, точные часы фирмы «Павел Буре».

Через Москву-реку были построены четыре моста и еще по одному через Яузу и Лихоборку: Дорогомиловский, Краснолужский, Лужнецкий, Новоандреевский, Андреевский и Кожуховский. На кольце было 15 станций – Владыкино, Ростокино, Белокаменная, Черкизово, Лефортово, Андроновка, Угрешская, Кожухово, Канатчиково, Воробьёвы Горы, Кутузово, Пресня-Товарная, Серебряный Бор, Братцево, Лихоборы, а также три полустанка – Котлы, Нескучное и Потылиха.

Ни один из трех полустанков до нынешнего времени не уцелел. Станции же, за исключением Воробьевых Гор, ликвидированной в 2000 году при строительстве Третьего Транспортного Кольца, функционируют до сих пор. Но даже на Воробьевых горах здание вокзала сохранилось — его занимает Юго-Западная транспортная прокуратура Москвы. Станционные пути разобраны, а на месте станции теперь прямой перегон Канатчиково – Кутузово.

Постройка Окружной дороги обошлась 38 млн. 680 тысяч рублей. В нынешних долларах эта сумма составляет почти миллиард. Кстати, значительная часть этих расходов была связана с выплатой компенсаций за отчуждение земель у дачников – за сносимые дачи тогда платили в три раза больше их рыночной стоимости. Дачи эти стали предметом спекуляции, а некоторые ушлые дачники принялись спешно сажать деревья, чтобы увеличить компенсации. Был даже такой случай: зимой 1906-07 годов один из таких дачников понавтыкал в снег спиленные где-то кроны плодовых деревьев. Мошенничество вскрылась лишь весной, и мошенник был помещен на год в смирительный дом.

Регулярное движение по Малому кольцу Московской железной дороги открылось 20 июля 1908 года. В то время Малое кольцо проходило по городским окраинам, садам и промышленным зонам. В черту Москвы оно не входило, так как граница города с 1800 года шла тогда по линии 16 застав бывшего Камер-Коллежского вала.

Однако пассажирские перевозки тогда оказались нерентабельными, поскольку кольцо по сути было границей Москвы и перевозило в основном дачников. Через год пассажирские перевозки отменили. Тем не менее, до 1934 года МОЖД развозила по Москве множество рабочих и служащих прилегающих к ней предприятий.

За сто лет город разросся так, что из границы города МОЖД превратилась в границу его центральной части, задыхающейся от транспортной «непроходимости». Сегодня в районе малого железнодорожного кольца живут около 1,2 миллиона человек. Они уж точно могли бы постоянно пользоваться кольцевой линией «городского поезда».

Еще 10 лет тому назад Министерство путей сообщения РФ и правительство Москвы договорились приспособить Малое кольцо для пассажирского движения. В начале 2000-х гг. было решено 10 станций из 30 сделать пересадочными на станции метро, 5 — на пригородные поезда, 3 — на линии скоростной транспортной системы, ведущей в аэропорты.

Наконец, осенью 2007 года московские власти и ОАО «РЖД» договорились запустить пилотный проект для пассажиров на участке от станции «Пресня» до станции «Канатчиково».

Сейчас большей частью кольцо проходит по незастроенным участкам, промышленным зонам и пустырям, и территории вдоль дороги будут постепенно освобождаться от промышленных предприятий и застраиваться торговыми и деловыми комплексами. Поговаривают чиновники и о строительстве жилья. Так что проект, реализация которого намечалась еще в 60-х годах позапрошлого века, постепенно начинает приобретать реальные очертания.

С подробностями проекта публику познакомил начальник Московской железной дороги (МЖД) Владимир Старостенко, выступая в начале марта с докладом на заседании правительства Москвы, которое было посвящено именно малому железнодорожному кольцу.


Общая стоимость работ по реконструкции МК МЖД для организации пассажирских перевозок оценивается в 30 млрд. рублей, - цифра, сопоставимая с суммой столетней давности.

Проектом предусматривается поэтапная электрификация магистрали и сооружение 30 пассажирских станций. Первоочередным станет участок от станции «Канатчиково» до станции «Пресня» с пятью станциями: «Площадь Гагарина» (с переходом на станцию «Ленинский проспект» Калужско-Рижской линии метро), «Лужники», «Потылиха», «Кутузово» (с переходом на станцию «Кутузовская» Филевской линии), и «Сити» (с переходом на станцию «Международная» Филевской линии). На разработку проекта потребуется около двух лет.

Пока из этих станций построена только одна – Площадь Гагарина, она появилась еще в 2001 году при строительстве третьего транспортного кольца.

Планируется, в сутки МОЖД будет перевозить 900 тысяч пассажиров в сутки, при периодичности движения электросоставов 10-11 минут. Железная дорога поможет существенно разгрузить пepeгpyжeнныe линии метро, в первую очередь, почти на треть, – кoльцeвyю. Но окончательно кольцо замкнут нескоро, проектировщики ориентируются на период до 2025 года.

Что же сейчас способствует скорейшему вводу в строй части Малого Кольца в качестве новой городской магистрали, и что этому мешает?

Во-вторых, на всем протяжении Малого Кольца, а это 54,4 км, нет ни одного железнодорожного переезда. За годы существования Кольца, построено более 30 путепроводов через кольцо.

Кроме того, на Малом Кольце действует один туннель — под площадью Гагарина.

Помехи: денег может не хватить
Главных же недостатков, препятствующих запуску пассажирского движения на Кольце, тоже два. Первый из них это то, что ни один из 14 перегонов до сих пор не электрифицирован. Этот недостаток, правда, несмертелен – до электрификации железной дороги по ней пойдут дизельные поезда РА-2.

Второй же недостаток состоит в том, что существующих станций не хватает, а многие из них территориально не совпадают со станциями метрополитена и платформами радиальных линий. Поэтому придется строить новые станции и пересадочные узлы. А это означает, что 200 миллионов рублей, выделяемых на запуск первой очереди, может не хватить.

ЖК "Береговой" на Москве-реке Квартиры с окнами в пол. Вид на реку и Сити, парк Фили. Прогулочная набережная у дома. Закрытый парковый двор.
Реклама
Застройщик: АО Береговой - Спецзастройщик. Проектная декларация на сайте https://наш.дом.рф.

Резюме Интернет-портала о недвижимости Metrinfo.Ru 
Идея переделки Малого железнодорожного кольца, - выстраданная. И на сегодня наши транспортные страдания уже близки к невыносимым. Многие города мира используют наземные железные дороги в качестве пассажирского транспорта. И все довольны. Жители окружающих «железку» районов – Богородского, Измайлова, Ростокина, Текстильщиков и т.д. только спасибо скажут. Что касается извечного вопроса – подорожает ли соседствующая с кольцом жилая недвижимость, то, конечно, транспортная доступность – один из решающих факторов ценообразования. И его влияние сначала испытают районы, соседствующие с отрезком, который будет запущен первым. Но предсказывать исход событий, которые должны случиться через полтора десятка лет, мы не беремся. Тем более, что транспортная ситуация с каждым годом усугубляется, а дорожные строители всегда от нее отстают.

30 запроектированных станций МОЖД с пересадками

 

Станция Пересадка
1. «Хорошево» наземный транспорт по Хорошевскому шоссе и проспекту Жукова.
2. «Новопесчаная» наземный транспорт по улицам 3-я Песчаная и Берзарина.
3. «Ходынка» пересадки на линию СТС Шереметьево-центр и наземный транспорт по улицам Народного Ополчения и Алабяна.
4. «Волоколамская» на наземный транспорт по Волоколамскому шоссе
5. «Войковская» пересадка на линию СТС Шереметьево-центр и наземный транспорт по Ленинградскому шоссе.
6. «Коптево» пересадка на наземный транспорт по улицам Михалковская и Онежская.
7. «Николаевская» пересадка на платформу «НАТИ» Октябрьской ж.д., и наземный транспорт по магистрали Химки – Восточное полукольцо.
8. «Окружная» пересадка на платформу «Окружная» Савеловского напр. МЖД.
9. «Владыкино» пересадка на одноименную станцию Серпуховско-Тимирязевской линии метрополитена, наземный транспорт по Алтуфьевскому шоссе.
10. «Ботанический Сад» пересадка на одноименную станцию Калужско-Рижской линии метрополитена, наземный транспорт по улицам Сельскохозяйственной и Снежной, Лазоревому проезду.
11. «Ярославская» пересадка на наземный транспорт по проспекту Мира.
12. «Белокаменная» пересадка на наземные виды городского пассажирского транспорта по 1-му Белокаменному проезду.
13. «Открытое шоссе» пересадка на станцию «Улица Подбельского» Сокольнической линии метрополитена, наземный транспорт по Открытому шоссе.
14. «Черкизово» пересадка на станцию «Черкизовская» Сокольнической линии метрополитена, наземный транспорт по Черкизовской улице и Щелковскому шоссе.
15. «Измайловский Парк» пересадка на станцию «Партизанская» Арбатско-Покровской линии метрополитена, наземный транспорт по Измайловскому шоссе, улицам Ткацкой и Щербаковской.
16. «Соколиная Гора» на наземный транспорт по 8-ой улице Соколиной горы и Окружному проезду.
17. «Шоссе Энтузиастов» пересадка на одноименную станцию Калининской линии метрополитена, наземный транспорт по шоссе Энтузиастов.
18. «Пряхино» (в некоторых источниках – «Андроновка») пересадка на платформу «Фрезер» Рязанского напр. МЖД, наземный транспорт по улице Пруд-Ключики и шоссе Фрезер
19. «Рязанская» пересадка на проектируемую платформу Горьковского направления МЖД, наземный транспорт по Нижегородской улице и Рязанскому проспекту (в некоторых источниках указывается, что переход будет осуществляться на уже готовую платформу Карачарово).
20. «Новохохловская» пересадка на проектируемую платформу Курского направления МЖД, наземный транспорт по Новохохловской улице.
21. «Волгоградская» пересадка на наземный транспорт.
22. «Дубровка» пересадка на наземный транспорт.
23. «Автозаводская» пересадка наземный транспорт.
24. «Варшавское шоссе» пересадка на наземный транспорт.
25. «Севастопольский проспект» на наземный транспорт.
26. «Площадь Гагарина» пересадка на станцию «Лениниский проспект» Калужско-Рижской линии метрополитена, наземный транспорт.
27. «Воробьевы Горы» пересадка на станцию «Спортивная» Сокольнической линии метрополитена, наземный транспорт.
28. «Потылиха» пересадка на наземный транспорт
29. «Кутузово» пересадка на станцию «Кутузовская» Филевской линии метрополитена и наземный транспорт.
30. «Сити» пересадка на станцию «Международная» Калининской и Солнцевской линий метрополитена, станцию «Международная» мини-метро, станцию СТС Шереметьево – Центр и наземный транспорт.

Источник: МЖД
Порядок и нумерация даны по часовой стрелке.