Народное мнение: пусть будет больше парков

Железные дороги – это не только километры путей, поезда и вагоны, но и сопутствующая им инфраструктура: вокзалы, депо, ремонтные мастерские и грузовые дворы, где принимаются, сортируются и хранятся грузы. В Москве, как и в других городах России, грузовые дворы появлялись с развитием промышленности, строительства и торговли, ведь практически все предприятия прибегали к железнодорожным перевозкам, а строить свои подъездные пути им было невыгодно.

Данная статья является справочно-информационным материалом, вся информация в ней представлена в ознакомительных целях и носит исключительно информационный характер.
Оценить квартиру в Москве и Подмосковье – Онлайн калькулятор

Однако в середине 2000-х годов власти столицы задумались о том, как сделать город менее индустриальным, более удобным и безопасным для его жителей, и началась кампания по выводу промышленных предприятий и складов на самые окраины и даже за пределы Москвы.

Сейчас у компании «Российские железные дороги» (РЖД) в столице имеется восемь грузовых дворов, и они занимают довольно внушительные территории. Например, двор станции Москва-Товарная-Рижская в районе проспекта Мира, закрытый еще в 2009 г., - это 11,6 га, двор Москва-Товарная-Курская – 12 га, а двор Москва-Товарная-Ярославская в Свиблово - 27,2 га. Естественно, позволить пропадать такому добру, тем более расположенному недалеко от центра, негоже, и руководству железных дорог, и московским градоначальникам понятно, что с ним надо что-то делать. Рассматривается и открытие новых предприятий (невредных для экологии города, например, в сфере нанотехнологий), и строительство технопарков, и возведение жилья, и даже создание рекреационных зон, то есть попросту говоря – парков.

Грузовые железнодорожные дворы, перепрофилирование которых начали обсуждать еще в 2006 году, компания РЖД изначально собиралась застроить жильем и деловыми центрами. Осенью 2011 года было подсчитано, что на землях дворов Москва-Товарная-Рижская, Москва-Товарная-Ярославская и Москва-Товарная-Курская можно разместить 500 тыс. кв. м недвижимости, тем самым обеспечив жильем 16 тыс. человек, а рабочими местами - более 20 тыс. Год назад столичные власти анонсировали строительство технопарка с жильем и объектами социально-бытовой инфраструктуры в районе Ярославского шоссе (в Свиблово). Весной 2012 года РЖД объявили компанию, которая, скорее всего, займется застройкой всех трех дворов: ей стала «Желдорипотека». А к августу прошлого года два участка - у Рижского вокзала в районе проспекта Мира и в Свиблово - перевели из категории земель промышленного назначения в категорию земель населенных пунктов, что подразумевает возможность строительства жилых и офисных зданий.

Однако пока проект все еще находится на согласовании. Построят ли на них жилые здания или, как задумывалось, технопарки? В принципе, есть вероятность, что грузовые дворы отдадут под рекреационные зоны либо дома, офисы и торговые центры поделят их с зелеными насаждениями.

Но парки - это все же не практично, они не приносят дохода, который так нужен РЖД для строительства новой логистической инфраструктуры в Московском регионе. Ну а строительство одних лишь жилых зданий, хоть и наиболее прибыльно, не очень-то согласуется с экологичностью, ведь на территории грузовых дворов хранились и перегружались и химикаты, и продукты нефтепереработки, и к тому же они по сей день соседствуют с железнодорожными путями. Кроме того, власти города считают, что Москва уже перегружена жильем, во всяком случае, на территориях бывших промзон строительство жилья не всегда приветствуется.

А что хотели бы увидеть на высвободившихся территориях жители Москвы? «Журнал о недвижимости MetrInfo.Ru» и решил это выяснить, проведя социологическое исследование.

Конечно, тема грузовых дворов – специфическая, и неудивительно, что большинство горожан вообще не знают о планах по использованию земель грузовых железнодорожных станций и других производственных зон Москвы для нужд города. 92% респондентов сообщили, что впервые об этом слышат, и только 8% уже знали об этой инициативе.

Однако, получив от нас информацию, участники опроса включились в обсуждение градостроительных планов и охотно ответили на вопрос, как было бы лучше всего использовать земли железнодорожных грузовых станций?

Почти треть (30%) респондентов затруднились с ответом, а остальные предлагали свои решения.

Самая большая группа, собравшая 13% респондентов, ответила, что на территориях бывших грузовых дворов нужно разбить парки и сады: «это более полезно», «в Москве мало зелени, а парки необходимы, чтобы погулять семьей», «чтобы было меньше шума и грязи от железной дороги», «домов и магазинов полно, а парков нет», «для жилья, детских садов и школ эти зоны не подходят – там слишком плохая экология, а озеленение ее улучшит». Среди опрашиваемых москвичей оказалось и несколько железнодорожников, они тоже предложили использовать зоны грузовых дворов под рекреационные зоны, отметив, что строительство там жилья и других зданий, где люди будут находиться продолжительное время, чревато для их здоровья.

10% высказались за строительство гаражей и стоянок. «Для домов, школ, детских садов на этих территориях воздух плохой и шумно», - отмечали люди, а вот для паркингов места очень подходящие, тем более что сегодня «машины ставить некуда». Сторонники гаражей и стоянок считают, что использование грузовых дворов в этих целях – это самое удобное решение для жителей близлежащих домов.

8% от числа всех опрошенных пожелали увидеть на высвободившихся территориях жилые дома, объясняя свой выбор нехваткой жилья в Москве. Кроме того, некоторые горожане отметили, что такие комплексы, поскольку они будут расположены недалеко от центра, позволят жить ближе к работе.

7% участников опроса оставили вопрос дальнейшего использования высвобожденных территорий на откуп государству. Часть из них верит в компетентное решение: «для чего нужно государству, для того и надо использовать», «знающие люди сами решат, какие потребности у москвичей», «по нуждам города». Другие же уверены в том, что точка зрения жителей никем учтена не будет: «сами решат, как использовать, и наше мнение не послушают». Самые же вдумчивые граждане отметили, что «использовать земли надо по уму» и для правильного решения, как с ними поступить, «необходимо мнение специалистов».

Еще 6% опрошенных были бы не против видеть на территориях грузовых дворов торгово-развлекательные центры и гипермаркеты. Они также отметили, что «жилье в таких местах не построишь из-за плохой экологии», а вот магазины можно, так как «им не будет никакого вреда», людям же при этом будет удобно.

Также 5% респондентов заявили, что вместо грузовых дворов можно строить «что угодно, лишь бы это доставляло меньше шума». А к менее шумным объектам они отнесли общественные здания, спортивные сооружения, где откроются различные секции, и технопарки.

Еще столько же - 5% решили, что более правильным будет развернуть на территориях грузовых дворов дорожное строительство – «проложить новые автодороги» и «сделать хорошие пешеходные переходы», что наверняка поспособствует улучшению дорожной ситуации в соответствующих округах.

Однако 4% опрошенных решили, что в таких местах можно построить еще и школы и особенно детские сады, так как нехватка мест в этих учреждениях в столице катастрофическая и «устроить ребенка в сад очень тяжело».

Но у них обнаружились и рьяные противники, которые, задумываясь об экологическом состоянии промзон, заявляли, что грузовые дворы стоит использовать «уж точно не для строительства школ и детских садов». Эти граждане, а их тоже набралось 4%, предлагали вообще не трогать высвобожденные территории: «лучше оставить их без строительства», «надо просто сделать пустую расчищенную зону», «раньше они использовались по назначению, а специально отведенная зона не пригодна ни для чего больше». Также люди отмечали, что на местах грузовых дворов «сейчас самая большая грязь и для начала там нужно все вычистить, а уже потом решать, что с ними делать».

Были респонденты, которые высказывались и за дальнейшее использование грузовых дворов в качестве промышленных зон: 4% горожан предлагали «оставить эти земли для станций и производственных территорий» и «использовать их для строительства и расширения железнодорожных путей».

Еще предлагалось не ограничиваться переустройством лишь грузовых дворов, а «вообще убрать все рельсы за МКАД». А один шутник пожелал властям «отдать землю рабочим и крестьянам».

Подведем итоги нашего опроса. Как оказалось, ни одно предложение людей по перепрофилированию грузовых дворов не стало явным лидером. Между группами – небольшой разрыв всего несколько процентов. Однако у большинства названных позиций есть одна общая черта – объектов, о которых говорили люди, судя по всему, не хватает для комфортной жизни в Москве. И первая тройка – парки, жилье, гаражи – весьма красноречива.

Данные журнал www.metrinfo.ru получил с помощью телефонного опроса, проведенного по репрезентативной выборке. Она позволяет отразить мнение населения сколь угодно большого города и выдержать соотношение по полу и возрасту респондентов в зависимости от численности населения в округах Москвы. В опросе участвовали жители города трудоспособного возраста.