Народное мнение: рост тарифов – главная проблема ЖКХ

Очередное исследование, проведенное нашим журналом, можно было бы назвать в духе советской прессы – «По следам опроса ВЦИОМ». В конце января нынешнего года Всероссийский центр получил свежие данные о том, что больше всего беспокоит россиянина как человека и гражданина. ВЦИОМ спрашивает об этом наших соотечественников с завидной регулярностью, а те с завидной регулярностью из печального списка изрядной длины на первое место ставят и ставят проблемы жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ) и стоимости жилищно-коммунальных услуг (ЖКУ).

Данная статья является справочно-информационным материалом, вся информация в ней представлена в ознакомительных целях и носит исключительно информационный характер.
Оценить квартиру в Москве и Подмосковье – Онлайн калькулятор

Поскольку редакции «Журнала о недвижимости MetrInfo.Ru» ничто человеческое не чуждо, а уж ЖКХ и вовсе входит в область профессионального интереса, то было принято решение выяснить у москвичей, солидарны ли они со страной, какие именно проблемы коммунальной сферы тревожат горожан в наибольшей степени и готовы ли они взять на себя часть ответственности по управлению своими домами.

В последнее десятилетие о проблемах ЖКХ говорят не много, а очень много: на всех уровнях, вплоть до высочайшего. Еще в 2001 году президент Путин заявил, что бумажных реформ в стране было немало, то есть предостерег от превращения реформы ЖКХ в такую же, и предложил проработать этапы реформы в правительственной программе. И потом год от года последовательно президент, премьер, то вместе, то поврозь, а то попеременно говорили о недопущении необоснованного роста тарифов, о необходимости модернизации коммунального сектора, о повышении качества предоставляемых услуг, о развитии рынка в экономическом смысле этого слова и т.д. и т.д. Затем они уже сообщали о катастрофическом состоянии материально-технической базы в этой сфере, называли ужасные цифры: изношенность коммунальных сетей составляет 80%; износ основных фондов предприятий ЖКХ - 60%, по отдельным регионам – до 80%.

И что в итоге? В итоге, несмотря на годы и годы реформы, большое число организаций, привлеченных к решению проблемы, ситуация существенных изменений не претерпела. Совсем недавно президент вновь выразил крайнюю степень обеспокоенности ростом тарифов («Путин обратил внимание на неадекватный рост стоимости услуг ЖКХ»).

В некоторых регионах это достигло запредельных показателей. Какое решение предложено? Силовое. Снова ограничить рост тарифов сверху. На том достопамятном совещании чиновники объясняли возникшую ситуацию с тарифами именно отменой этих ограничений в 2012 году. О чем это говорит? О том, что нет ни рынка, ни эффективной антимонопольной политики. То есть нет конкуренции, которая должна формировать качество услуг и способствовать установлению справедливых цен. И нет должного контроля, который бы хватал за руку недобросовестных монополистов.

Интересный взгляд на систему ЖКХ высказал как-то один из отцов-основателей рыночной экономики в России Евгений Ясин, научный руководитель Национального исследовательского университета - Высшая школа экономики. Эксперт, например, считает, что ситуация с ЖКХ на данном этапе не разрешима принципиально, так как эта сфера у нас не принадлежит ни бизнесу, ни государству. Принадлежи она бизнесу, развивалась бы конкуренция, отпала бы необходимость сотрудничества с чиновниками на местном уровне (не секрет, что в нашей стране это зачастую очень затруднительная форма общения). Принадлежи она государству, вопрос упирался бы только в финансирование и эффективность расходования выделенных финансов. Словом, нынешнее кризисное состояние ЖКХ он считает вполне закономерным итогом деятельности нерыночного монополизированного и неконтролируемого сектора. А на настоящую реформу ЖКХ, «сопряженную с реформой электроэнергетики и газовой промышленности, с повышением доходов населения и бюджетной реформой», как альтернативу ручного управления отраслью, так никто и не решился. Но, сегодня, похоже, придется констатировать, что реформа вылилась в очередную «бумажную».

И люди это понимают со всей определенностью, что и подтвердил наш опрос.

75% согласны с тем, что проблемы ЖКХ действительно острейшие в череде российских проблем (уже даже дураки и дороги потеряли звание главных бед).

Ниже на диаграмме вы можете видеть, какие именно частности москвичи выделяют в проблеме ЖКХ в целом.

Конечно, с большим отрывом лидирует рост тарифов – 40%. «Космические», «нереальные», «необоснованные», «не соответствующие качеству» – вот далеко не полный перечень определений нынешним ценам на услуги;

второе, ничуть не почетное место поделили вопросы капитального ремонта и уборки придомовых территорий – по 15% («крыша течет»; «ветхий жилой фонд»; «не вывозят снег» - жаловались респонденты);

12% опрошенных отмечают низкое качество услуг;

6% указали на изношенность оборудования («трубы давно пора менять»);

еще 6% слили все вышеперечисленные пункты в монолит.

И несколько неожиданным можно считать следующий результат – воровство самой острой проблемой в сфере ЖКХ назвали всего 2% наших респондентов.

Ну и логично было поинтересоваться у москвичей, готовы ли они принимать участие в управлении своим домом, коли без хозяйского догляду так все плохо, и получили такой расклад.

Фактически наши респонденты разделились на два примерно равных лагеря: не готовы - 52%, готовы – 48%. Первые по-разному мотивировали свою позицию: кто-то немощен, кто-то не обладает достаточными навыками, кто-то – временем. Только небольшое количество респондентов отметили пассивность окружающих. И вправду, нельзя управлять многоквартирным домом в одиночку, надо чтоб твой труд, твоя инициатива были поняты и разделены такими же, как ты - собственниками жилья. Впрочем, результат в целом неплохой – половина жильцов готова потратить свое время на общее дело – это немало.

Выводы из нашего исследования следующие. Состояние жилищно-коммунальной сферы стало волновать людей куда больше остального, эта проблема практически вышла на первый план. Сегодня аукаются годы половинчатого реформирования «коммуналки»: люди в основном отмечают рост цен «на все про все», но улучшений не видят и не понимают, на что им приходится раскошеливаться. Зато многие готовы поучаствовать лично в коммунальных делах, так что, похоже, возросшая за последнее время гражданская активность народа настигнет и ЖКХ.

Данные журнал www.metrinfo.ru получил с помощью телефонного опроса, проведенного по репрезентативной выборке. Она позволяет отразить мнение населения сколь угодно большого города и выдержать соотношение по полу и возрасту респондентов в зависимости от численности населения в округах Москвы. В опросе участвовали жители города трудоспособного возраста.