Народное мнение: интерес к квартирам «с отделкой» растет

Скажите, пожалуйста, шьете ли вы себе одежду у портных или покупаете готовую? Консервируете ли овощи на зиму или запасаетесь симпатичными баночками из супермаркета? А как поступает большинство ваших знакомых? Вопросы эти задаются отнюдь не с целью сформировать в читателе комплексы от использования так называемого ширпотреба вместо эксклюзивных вещей handmade. Само звучание этих слов – «ширпотреб» и «эксклюзив» – давно приобрело новые оттенки.

Данная статья является справочно-информационным материалом, вся информация в ней представлена в ознакомительных целях и носит исключительно информационный характер.
Оценить квартиру в Москве и Подмосковье – Онлайн калькулятор

С «эксклюзивом» произошло совсем по Маяковскому, как и с другими модными словечкамикоторые «в привычку входят, ветшают, как платье». А полупрезрительной оценкой «ширпотреб» стали клеймить товары низкого качества и соответствующей цены, пользующиеся массовым спросом. В первоначальном, вполне нейтральном смысле слово «ширпотреб» услышишь редко.

Конечно, жилье никогда не входило в число товаров массового спроса. Более того, покупка недвижимости – это почти всегда самое дорогое и редкое приобретение, особенно если речь идет о жилье, а не о садовом участке. Среднестатистический россиянин хорошо если сделает такую покупку один-два раза за всю жизнь. Поэтому, без преувеличения, процесс покупки происходит в результате самого взвешенного решения.

То же касается и последующего обустройства: люди стремятся выразить свое видение уютного дома, сообразуясь с собственным вкусом и толщиной кошелька. И вот тут-то всплывают упомянутые оценочные слова. С одной стороны – хочется на все готовое, с другой – чтобы не как у всех. По инерции из советского «далека» на российском рынке недвижимости ремонт в новостройках был в такой степени типовым, что люди, не успев вселиться, в разрушительном порыве сдирали обои, выкидывали новенькие унитазы невразумительного цвета и с головой погружались в ремонт. Поэтому неудивительно, что появилось предложение «квартиры без отделки».

Но время идет, девелоперы отзываются на запросы потенциальных покупателей, и сегодня можно уже констатировать уверенный рост спроса на квартиры с той или иной степенью отделки в новостройках, особенно в экономклассе.

Эксперты рынка недвижимости отмечают, что покупатель стал более разборчив, что бетонные коробки все меньше пользуются спросом и люди не хотят праздновать новоселье под оглушительный аккомпанемент болгарок и перфораторов. Так, например, Ирина Доброхотова, председатель совета директоров компании «БЕСТ-Новострой», поделилась результатами исследования своей компании. Она утверждает, что 64% потенциальных покупателей квартир в новостройках готовы купить жилье с отделкой и доплатить за ремонт. Половина из них предпочла бы элементарную отделку. Александр Зубец, генеральный директор ООО «Новые Ватутинки», сослался на похожие статистические выкладки: по данным его компании, 70% клиентов интересуется покупкой квартиры с отделкой.

А вот цифры, представленные Вартаном Погосяном, директором департамента маркетинга TEKTA GROUP, складываются в иную картину. По результатам мониторинга 50 объектов компании, 11% предложения приходится на квартиры с черновой отделкой, 8% - на квартиры с частичной и 7 % - на жилье с ремонтом «под ключ». Показатели жилья без отделки оцениваются как относительно высокие - 74%. Но эти цифры совершенно справедливы для своего сегмента: эксперт поясняет, что TEKTA GROUP «реализует проекты бизнес-класса, где большинство покупателей предпочитает обустраивать жилье на свой вкус, поэтому вопрос наличия ремонта для них не принципиален».

Подытоживая эти выкладки, можно сказать, что покупатели в сегментах эконом и комфорт поняли преимущества отделки и постепенно расстаются с привычными мифами. Эксперты выделяют два самых устойчивых стереотипа покупательского сознания. Первый связан с мнением, что ремонт своими силами дешевле готовой отделки, второй – с однотипностью ремонта от застройщика (хрестоматийные «обои в цветочек»).

Все наши эксперты уверены в том, что экономия на ремонте собственными силами почти недостижима, так как компания застройщика закупает материалы по оптовым ценам и стоимость работ у нее тоже ниже. Специалисты также отмечают, что выросло и качество отделки, и количество вариантов. Так, например, директор по маркетингу ГК «Пионер» Юрий Коган, отвечая на вопросы участников онлайн-конференции, организованной аналитическим центром «Индикаторы рынка недвижимости IRN.RU», сказал, что покупатель, по сути, является автором своей квартиры и может выбрать «любое количество индивидуальных дополнительных опций». (См. «Индивидуальный ремонт от застройщика: единичный продукт или новый тренд?»)

Вообще же, на практике реальное число покупателей квартир «под ключ» гораздо ниже исследовательских цифр, которые дают и опросы компаний, и наш опрос - оно колеблется в пределах 5-15%. Все-таки одно дело - порассуждать о своих намерениях, другое дело - купить квартиру. Данные исследований свидетельствуют о том, что растет интерес к данному продукту - многие в мечтах хотели бы сразу въехать в приобретенную квартиру (ну или сразу сдать ее). Повторимся, что сказанное справедливо по преимуществу в сегментах эконом и комфорт и только отчасти в бизнес-классе. Но поскольку это самые массовые сегменты, то результаты очередного опроса журнала «Журнал о недвижимости MetrInfo.Ru» со всей очевидностью отразили тенденции, развивающиеся в народе.

Вариант «под ключ» лидирует, он собрал самую большую группу респондентов – 43,6%;
с минимальной отделкой квартиру купили бы 27,7%;
без отделки – 20,8%;
затруднились с ответом – 7,9%.

(Четыре года назад журнал www.metrinfo.ru в аналогичном исследовании уже выявлял предпочтения москвичей. Тогда они распределились так: 41% за выбор квартиры «под ключ»; 31% - «с отделкой»; 28% - «без отделки» (см. «Потребители за самостоятельный ремонт»). Как видите, симпатии медленно, но верно смещаются в сторону полностью готового жилья.)

Разумеется, организаторы опроса поинтересовались мотивами полученных ответов. Любители варианта «под ключ» превыше всего ценят свои силы, время и деньги, что в устах одного из респондентов прозвучало как лозунг - «не надо заморачиваться».

Те респонденты, что купили бы квартиру с частичной отделкой, просто стремятся реализовать свой творческий потенциал меньшими усилиями.

И, наконец, исследование показало, что мифы, о которых говорилось выше, частью любителей квартир без отделки продолжают восприниматься как реальная угроза: многие из них считают рабочих строителей недобросовестными, и поэтому доверяют только себе и своему вкусу, кто-то полагает, что у них не хватит средств на квартиру «под ключ». Конечно, почти 44% участников опроса, выразивших желание купить квартиру «под ключ», - это не 5-15% реальных покупателей, но спрос налицо, а предложение обычно не заставляет ждать.

Данные журнал www.metrinfo.ru получил с помощью телефонного опроса, проведенного по репрезентативной выборке. Она позволяет отразить мнение населения сколь угодно большого города и выдержать соотношение по полу и возрасту респондентов в зависимости от численности населения в округах Москвы. В опросе участвовали жители города трудоспособного возраста.