Народное мнение: добираться до работы чиновники должны за свой счет

Недавно в интервью «Московскому комсомольцу» заместитель мэра Москвы, глава столичного транспортного департамента Максим Ликсутов заметил, что он каждый день ездит на работу на пригородной электричке. Чиновнику столь высокого ранга, безусловно, положена служебная машина, но утром на подмосковных шоссе такие пробки, что он предпочитает не терять в них время, поскольку в 7 утра уже должен быть за рабочим столом.

Данная статья является справочно-информационным материалом, вся информация в ней представлена в ознакомительных целях и носит исключительно информационный характер.
Оценить квартиру в Москве и Подмосковье – Онлайн калькулятор

Надо тут заметить, что Максим Ликсутов – чиновник нового поколения. Молодой, 37-летний мультимиллионер, пришел в столичную администрацию из бизнеса (как шутят, прямо из «списка Форбс»), он явно знает дело и умеет добиваться цели. Устроил, например, эксперимент с платными парковками в центре Москвы. Нравится кому-то, не нравится - а результат-то есть. («Максим Ликсутов: Я каждый день езжу на работу на пригородной электричке».)

Таких чиновников – молодых, деловых, к тому же получивших образование на Западе, имеющих опыт работы в крупных компаниях, в том числе международных, в правительстве Сергея Собянина хватает. Они сменяют солидных седовласых руководителей, и им, видимо, несвойственен «византийский» культ поклонения начальству и, соответственно, чужды знаки отличия «вождей» от простых смертных в виде «спецпривилегий» (машина, обслуга и т.д.). По крайней мере, хотелось бы в это верить.

Для делового и прагматичного человека время важнее всяких условностей. Поэтому и поездка в общественном транспорте не рассматривается им как потеря статуса и личная трагедия. Поступает как ему удобнее и не видит ничего сверхъестественного в том, чтобы вместе с народом прокатиться по «железке». Ведь и в самом деле, из Подмосковья в Москву в пиковое время куда быстрее добираться по железной дороге. Если путь на автомобиле до столицы при приемлемой загруженности трассы, скажем, отнимает два часа, то на электричке – час. Путь на скоростной электричке еще короче.

Значит, есть на свете чиновники, которые в состоянии решать собственные транспортные проблемы, не полагаясь на шофера, секретаря и охрану. А ведь нам постоянно приходится и читать, и наблюдать, как ведут себя на наших и без того проблемных дорогах «спецмашины»: пользуясь привилегированным положением, провоцируют аварии, усугубляют пробки и демонстрируют неуважение к остальным водителям.

Таким образом, господин Ликсутов, сам того не подозревая, дал тему для социологического опроса «Журналу о недвижимости MetrInfo.Ru». Конечно, когда мы рассуждаем о чиновниках, их машинах, квартирах, дачах, привилегиях, очень легко скатиться в популизм. Мол, все беды от них. Вот отберем все у проклятых кровососов и будем как сыр в масле кататься. Сторонникам такой точки зрения стоит напомнить, что «борьба с привилегиями» в лучшем случае ничем не заканчивается, а в худшем – приводит к появлению еще бОльших привилегий, которыми с удовольствием пользуются бывшие «борцы».

С другой стороны, народ не может не реагировать на постоянно появляющуюся информацию о шикарных дачах, элитных квартирах, увеличении и без того немалых зарплат функционеров на фоне других новостей: о закрытии сельских школ, роддомов в маленьких городках, крахе пенсионной реформы, сокращении бюджетных мест в вузах и т.д.

А ведь все мы платим налоги, из которых формируется бюджет, и вправе знать, куда расходуются наши средства. Да и иметь собственные представления о том, как их лучше распределять, нам никто запретить не может. Мнение обо всех этих проблемах и постарался выяснить у москвичей журнал www.metrinfo.ru.

Практически все участники нашего опроса за очень небольшим исключением (5% опрошенных) знают о том, что у российских чиновников имеется обширный автопарк служебных машин.

Похожая картина, правда, с меньшим разрывом сложилась и при ответе на следующий вопрос – знают ли москвичи, что расходы на покупку и содержание чиновного транспорта оплачиваются из бюджета. Подавляющее большинство опрошенных – 83% - положительно ответили на этот вопрос.

Затем мы спросили, верят ли москвчи, что есть такие чиновники, которые пользуются общественным транспортом. Ведь можно же предположить, что демократичный Максим Ликсутов такой не один.

Тут мнения разделились – половина (52%) опрошенных оказались скептиками и заявили, что не верят в подобные сюжеты. Треть – 32% - предположили, что такое вполне может быть, а еще 16% затруднились с ответом.


Каким же образом должны, с точки зрения народа, чиновники добираться до места работы и домой?
- 36% опрошенных москвичей предлагают им пересесть на метро, автобусы и электрички;

- практически такая же группа – 35% - думает, что служебные машины им можно бы и оставить, пусть уж ездят, так и быть;

- 21% посоветовал бюрократам «рулить» собственной машиной;

- 8% затруднились с ответом.

И у нас получается, что первая (36%) и третья (21%) группы респондентов вместе составляют 57%, которые рекомендуют чиновникам ездить на работу не за государственный, а за свой счет. А уж каким способом – на личной машине или общественным транспортом – это неважно.

Результаты ответа на следующий вопрос, нужно ли тратить средства из бюджета на комфорт чиновников (заметьте не на обеспечение служебных обязанностей, а именно на комфорт) оказались вполне ожидаемы.

Вновь значительное большинство высказалось против «спецсервисов»: 80% ответили, что нет необходимости тратить на это средства из казны. Бюджетные деньги, с их точки зрения, должны первым делом идти на улучшение жизни населения – на увеличение пенсий и зарплат учителям, врачам и другим бюджетникам, на интернаты и дома престарелых, детские дома, модернизацию медицинского обслуживания, развитие науки и образования.

Участники опроса замечали, что высокие доходы чиновников и без дополнительного финансирования позволяют держать их существование на соответствующем уровне. К тому же комфорт, который им обеспечивается за счет бюджета, с точки зрения опрошенных, не является гарантией того, что они будут хорошо работать. В то же время респонденты признают, что «государевых людей» содержать надо, но следует установить некие разумные границы дозволенного - «лимит на комфорт», как сформулировали несколько человек.

18% оказались довольно лояльны к «чаяниям» бюрократии. Впрочем, «защитники» чиновников тоже выступали за то, что траты должны быть разумными, и служебные машины можно и оставить, но не «люксовые»: «пускай катаются, но не забывают про народ».

С точки зрения участников этой группы, чиновников, особенно высокого ранга, все-таки стоит освободить от разных житейских проблем, поскольку «у них такая ответственная работа», «они работают на благо общества» и «не должны отвлекаться в общественном транспорте» от дум о народе. То есть людям не жалко денег на чиновников, пусть бы был от этого толк для всех. (А что, того чиновника, который будет, например, продвигать идею действительно доступного жилья для народа и преодолеет все тернии на этом кривом пути, мы будем добровольно носить на руках, да еще и золотой памятник отгрохаем?)

Далее мы попросили людей порассуждать о том, какие бюджетные расходы они считают самыми важными, какие направления, с их точки зрения, прежде всего нуждаются в финансировании.

На первое место наши респонденты поставили медицину (30,3%), на второе – образование (28,8%), на третье – науку и культуру (23,8%), на четвертое – защиту малообеспеченных граждан (14,6%) и на пятое – оборону страны (2,5%). Никто из опрошенных не назвал позицию «содержание государственного аппарата», хотя она была людям предложена.

Что уж греха таить, итоги нашего опроса народной любви к касте бюрократов не зафиксировали, создавать им излишне комфортную жизнь за свой счет люди не хотят. Участники опроса с бОльшим удовольствием потратили бы деньги на общественные нужды – медицину, образование, науку, культуру, социальную защиту.

Считать ли роскошью служебный автомобиль? Для руководителей высшего эшелона это необходимость, остальным чиновникам добираться до работы и обратно более половины опрошенных предложили самостоятельно – либо общественным транспортом, либо на личной машине, благо кошельки им это вполне позволяют. При этом половина участников опроса не верит, что «слуга народа» добровольно способен на такой подвиг. Поэтому и предлагают установить некие границы – «лимит на комфорт».

Данные журнал www.metrinfo.ru получил с помощью телефонного опроса, проведенного по репрезентативной выборке. Она позволяет отразить мнение населения сколь угодно большого города и выдержать соотношение по полу и возрасту респондентов в зависимости от численности населения в округах Москвы. В опросе участвовали жители города трудоспособного возраста.