Народное мнение: авансовые платежи за «коммуналку» не решат проблем с должниками

ЖКХ, пожалуй, одна из самых болезненных тем, поднимаемых сегодня в обществе. По данным фонда «Общественное мнение», 52% россиян считают, что качество услуг в этой сфере очень низкое, и каждая шестая жалоба в администрацию президента РФ так или иначе связана с жилищно-коммунальным хозяйством. При этом тарифы на коммунальные услуги ежегодно повышаются, и во втором полугодии 2013 года они выросли в среднем на 12-15%.

Данная статья является справочно-информационным материалом, вся информация в ней представлена в ознакомительных целях и носит исключительно информационный характер.
Оценить квартиру в Москве и Подмосковье – Онлайн калькулятор

Повышение тарифов на фоне низких доходов населения и несоответствия качества и полноты услуг ЖКХ суммам, указанным в счетах, стало, возможно, главной причиной увеличения задолженности граждан перед коммунальными службами. По данным Госстроя на 1 января 2013 года общая задолженность за услуги ЖКХ, включая пени и штрафы, составляла 450 млрд руб., из них около 300 млрд руб. — это были долги населения. Плюс за 9 месяцев 2013 года граждане РФ успели задолжать еще 152,9 млрд рублей, что, кстати, на 27,7% больше, чем за аналогичный период 2012 года.

Не получая сполна платежи от населения, даже добросовестные управляющие компании не могут вовремя расплачиваться с поставщиками услуг - ресурсоснабжающими организациями, такими как, например, подразделения Газпрома, Мосводоканал и Мосэнергосбыт. А это уже отрицательно сказывается на экономике каждого отдельного региона и России в целом. Поэтому проблема приобретает федеральное значение, и власти всерьез задумались над ее решением.

Один из путей был предложен премьер-министром РФ Дмитрием Медведевым с подачи главы «Газпрома» Алексея Миллера. Еще в ноябре прошлого года премьер предложил перевести оплату услуг ЖКХ на авансовую систему расчетов и поручил Минрегиону, Министерству экономики и Федеральной службе по тарифам проработать вопрос об изменении 155 статьи Жилищного кодекса РФ, устанавливающей порядок оплаты услуг ЖКХ. На сегодня согласно закону за потребленные коммунальные услуги и жилое помещение надо платить до 10-го числа месяца, следующего за расчетным, а по новой схеме предполагается, что платить придется не позже 10-го числа расчетного месяца, то есть авансом.

Эта инициатива, естественно, вызвала бурные дискуссии, ее обсуждали и в СМИ, и во властных структурах, и в народе, и большей частью она вызывала лишь скептицизм. Во-первых, нет уверенности, что такое решение позволит справиться с долгами. Конечно, при переходе к авансовой системе расчетов в какой-либо год людям придется заплатить за коммунальные услуги 13 раз вместо 12, и вырученные таким образом «лишние» деньги от добросовестных граждан покроют накопившийся долг (или хотя бы его часть) перед ресурсоснабжающими организациями, но это будет лишь единовременная акция, а дальше все вернется на круги своя: кто-то будет платить вовремя, а кто-то нет, и долг начнет расти снова. А во-вторых, введение авансовых платежей фактически нарушит права добросовестных граждан, ведь именно за счет них таким образом решались проблемы монополистов.

Впрочем, от введения обязательных авансовых платежей за услуги ЖКХ правительство на данный момент отказалось. Во всяком случае, в своем интервью пяти телеканалам «Разговор с Дмитрием Медведевым» в декабре этого года премьер-министр заявил, что авансовая система расчетов, если ее и внедрят, будет распространяться только на злостных неплательщиков с просрочкой более полугода. А их в России около 5-6%, остальные же граждане смогут платить по-прежнему.

Собственно, это подтверждает и новый законопроект, обнародованный после новогодних праздников. Согласно этому документу граждане смогут оплачивать услуги ЖКХ как по факту (то есть по существующей схеме), так и авансом, но для тех, кто готов платить вперед, обещают льготные тарифы. А вот для неплательщиков могут вырасти пени, начисляемые за долги по квартплате, - с 1/300 до 1/170 ставки рефинансирования Центрального банка РФ за каждый день просрочки («Деньги вперед»).

Однако пока это лишь законопроект и окончательно вопрос с авансовой системой расчетов за услуги ЖКХ не решен. Как к этому относятся простые люди и может ли такой подход решить проблему с долгами, «Журнал о недвижимости MetrInfo.Ru» решил выяснить, прибегнув к очередному социологическому исследованию.

Прежде всего, выяснилось, что большинство опрошенных граждан – 60% - знает об инициативе властей по поводу авансовых платежей.

При этом и осведомленные и неосведомленные респонденты большей частью не согласны с тем, что такая мера может помочь в вопросе с задолженностью перед ресурсоснабжающими организациями и в борьбе с неплательщиками. 91% опрошенных считает такое решение непродуктивным, и лишь 7% согласны, что авансовые платежи могут приструнить тех, кто не платит вовремя за услуги ЖКХ.

Свое мнение большинство несогласных граждан комментировали просто и однозначно: «должны быть другие меры», «данная мера не поможет», «она неправильная» и «не решит проблемы», «неплательщики как не платили, так и не будут платить», «на то они и злостные неплательщики».

Впрочем, респонденты все-таки предлагали поискать и другие решения: «можно вычитать у неплательщиков долг из заработной платы», «сначала нужно найти причину, почему они не платят, а потом уже принимать меры», ведь «среди неплательщиков много низкооплачиваемых людей, которым нужна адресная поддержка», и даже у тех, кто получает больше, «могут быть уважительные причины».

Но самый действенный метод уменьшения долга и борьбы с должниками, по мнению некоторых граждан, – это «заморозить рост тарифов», потому что «плата за коммунальные очень высокая», и если она будет расти дальше, то «неплательщикам будет еще хуже», а «число должников станет больше», «зарплаты в целом низкие», и при таком раскладе система оплаты услуг ЖКХ в общем-то большой роли не играет.

Но, впрочем, как платить за коммуналку, людям все-таки небезразлично, и большинство опрошенных не готово отдавать свои денежки вперед. 59% респондентов не хотят платить за услуги ЖКХ авансом, на месяц раньше.

Они уверены, что «аванс – это неправильно» и даже «против закона», и не понимают, «как платить раньше за еще неоказанную услугу»: «сначала услуги нужно выполнить, а потом за них брать с населения». «Платить надо за выполненные услуги», «по факту выполненных работ», а «нет услуг – нет оплаты», «как это платить не знай за что!», «это уже перебор», - говорили опрошенные. При этом многие респонденты признались, что «исправно платят коммунальные за прожитый месяц» и их «устраивает существующая система оплаты», ведь «так, как есть, платить удобнее», и «нет надобности что-то менять» и «мудрить». А вот авансовая система означает, что «не будет конкретности» и «будет путаница», и именно это настораживает некоторых граждан.

Но довольно большое число опрошенных не видит подвоха в самой системе, однако не доверяет управляющим компаниям, они уверены, что «аванс – это не для ЖКХ» и «сначала нужно навести порядок в этой сфере, разобраться, куда уходят средства», а потом уже говорить об авансах. Также многие граждане считают, что у них «не будет возможности платить вперед», «не будет средств», «ведь зарплату заранее не оплачивают».

И лишь несколько респондентов, в принципе, не ратующих за предоплату, все же согласились, что такая система допустима, «если она будет добровольной и за аванс предложат скидку по тарифам».

Добавить тут, пожалуй, нечего: народ прав, и авансовая система расчетов за услуги ЖКХ не вызовет недовольства только в том случае, если она будет более выгодной, и к тому же не полностью заменит существующую систему, а лишь дополнит ее, став альтернативой.

Данные журнал www.metrinfo.ru получил с помощью телефонного опроса, проведенного по репрезентативной выборке. Она позволяет отразить мнение населения сколь угодно большого города и выдержать соотношение по полу и возрасту респондентов в зависимости от численности населения в округах Москвы. В опросе участвовали жители города трудоспособного возраста.