Народное мнение: есть ли толк в гаражной программе?

Программа «Народный гараж» - новинка столичного правительства. Масштабный проект строительства гаражей для горожан появился на свет в 2008 году и очень быстро начал набирать обороты. По замыслу его создателей он должен помочь автовладельцам приобрести «жилье» для своих «любимцев» и разгрузить дворы, улицы и переулки от бездомных машин.

Данная статья является справочно-информационным материалом, вся информация в ней представлена в ознакомительных целях и носит исключительно информационный характер.
Оценить квартиру в Москве и Подмосковье – Онлайн калькулятор

Журнал Metrinfo.ru напомнит вкратце параметры программы, опираясь на материалы пресс-коференции, которую в редакции газеты «Московский комсомолец» 10 дней тому назад дал руководитель Департамента дорожно-мостового и инженерного строительства города Москвы Александр Левченко.

Для начала – немного статистики. Так уж получилось, что Москва оказалась неприспособленным городом для огромного количества машин. В советские времена на три квартиры предусматривалось одно машиноместо в гараже. «Но сегодня нас не устраивают даже нормы – одно машиноместо на квартиру, потому что нередко в семьях бывает по нескольку автомобилей, которые надо где-то хранить», - сказал А. Левченко. Всего за 9 лет - с 2000 по 2009 годы число автомобилей стремительно выросло - на 45% и превысило 3,5 млн. Из них - 3,2 млн. - легковых. И это только официально зарегистрированные в столице машины. «Безгаражными» на сегодня являются более 2-х млн. автовладельцев. Если темпы «автомобилизации» граждан останутся прежними, то к 2015 году число легковушек достигнет 4,2 млн. единиц. Город буквально оккупируется машинами, и уж точно будет ни проехать, ни пройти. Если, конечно, совсем ничего не предпринимать.

Одно из средств борьбы с засильем машин - программа «Народный гараж». У нее есть несколько особенностей.

Проектная декларация на рекламируемом сайте
Застройщик: Затонское
Изумрудные холмы Квартиры от 2,9 млн руб. Развитая инфраструктура. Волоколамское шоссе 8 км от МКАД. Сдача 2021 год Узнать телефон

Первое – многоуровневые гаражи будут строиться из легковозводимых конструкций. Процесс строительства и сами типовые проекты (всего их 18) максимально оптимизированы, облегчены, удешевлены. В гаражах, как утверждают разработчики программы, предусмотрено все необходимое для автомобилиста, но нет ничего лишнего, никаких «наворотов».

Второе – город для строительства использует средства самих автовладельцев. Цена машиноместа – 350 тысяч рублей, и увеличиваться, по заверению Александра Левченко она не будет, хотя раньше и ходили разговоры, что с нового года эта цена вырастет до 420 тысяч рублей.

«Мы предлагаем москвичам выгодные условия приобретения. Это и относительно низкая цена, и оформление в собственность, право передачи по наследству и многое другое», - заключил А. Левченко.

Договор города с дольщиком заключается в соответствии с самым надежным на сегодня для частных инвесторов законом № 214-ФЗ об участии в долевом строительстве. Разработана строгая схема защиты денег дольщиков, чтоб они никуда не пропали, не были потрачены на какие-то другие цели. В договорах прописываются сроки строительства, стоимость, место размещения в гараже и адрес объекта. Возможна рассрочка, которую прозвали «гаражной ипотекой».

На сегодня с жителями Москвы заключено около 17,5 тысяч предварительных договоров, а всего поступило уже около 70 тыс. заявок от желающих участвовать в программе. В 2010 году в Москве планируется построить 423 паркинга, а в 2009-м власти планируют сдать в эксплуатацию 162 гаража, еще 36 - в январе 2010 года. Количество мест в паркингах разное – есть проекты на 400 с лишним мест, на 600 и более чем на 900.

Вот так представляют программу ответственные лица, и в их устах все звучит бодро и красиво. Но, конечно, у проекта находятся и критики. Самое уязвимое место для критических стрел – цена. Не высоковата ли она для гаражей-«этажерок»? Ведь на вторичном рынке в гаражно-строительных кооперативах можно купить крепкий, стоящий на земле гараж с бетонным полом, дешевле - от 180 до 300 тысяч рублей. И в нем – хранить не только автомобиль, но и необходимый инструмент, и шины и прочую «утварь». А в выходные в этой мини-мастерской - устраивать мужские «посиделки». В «народных гаражах» вряд ли удастся «хорошо посидеть». Да и где держать в них шины – пока непонятно (не говоря уже о прочих причиндалах).

Еще один аргумент «против» - далеко не всем жителям нравится, что где-то у них во дворе будет строиться гаражный «объект». И в городе уже отмечались противостояния между «безлошадными» москвичами и автомобилистами. Один из таких конфликтов пришлось «разгребать» префекту Северного округа Митволю. Так что житейских вопросов к программе хватает.

Metrinfo.ru решил узнать, как же, собственно, к этой программе относятся сами москвичи, для которых она и предназначена, и провел социологический опрос.

«Слышали ли Вы, что в Москве реализуется программа «Народный гараж» - строительство легковозводимых многоэтажных гаражей-стоянок, которые продаются по цене 350 тысяч рублей?» - задали мы «наводящий» вопрос народу.

Честно говоря, результаты нас несколько удивили. Оказалось, что едва ли не половина опрошенных нами людей о программе ничего не слышали: 44%; 40% - определенно о ней знают; 16% - что-то слышали.

Недвижимость

«Как Вы считаете, поможет ли программа «Народный гараж» решить проблему парковок?» - задал Metrinfo.Ru следующий вопрос. Спрашивали мы теперь лишь у тех, кто о программе знает или что-то слышал, то есть, у более-менее сведущей бОльшей половины участников опроса.

  • 32,2% из этой группы  считают, что скорее не поможет;
  • 25,0% - полагают, что скорее поможет;
  • 19,6% - думают, что не поможет однозначно;
  • 14,3% - уверены, что однозначно поможет;
  • 8,9% - затруднились с ответом.

Недвижимость

Чтобы окончательно определиться с настроениями граждан, мы решили объединить группы со сходной точкой зрения. И у нас получилось:

  • 51,8% считают, что программа «Народный гараж» не поможет решить проблему парковок;
  • 39,3% полагают, что поможет;
  • 8,9% затруднились с ответом.

Недвижимость

В группе «противников» народных гаражей (51,8%) четко обозначилось несколько подгрупп. Первая подгруппа считает, что цены на гаражи очень высокие, чтобы называться «народными»: «слишком уж все дорого, так что вряд ли»; «у кого ж денег на это хватит»; «цены далеки от доступных, потому что не каждый может позволить место за 350 тыс. руб»; «с такими ценами и таким количеством машин ничего не выйдет». «Дорого», «очень дорого» - самый распространенный ответ в этой подгруппе.

Вторая подгруппа участников обратила наше внимание на то, что гаражи не всегда удобно расположены для автовладельцев: «вряд ли поможет, гаражи находятся не около дома»; «да он черт-те где от дома, этот гараж»; «у нас около дома вообще места нет, где его строить».

Третья подгруппа подчеркивала, что строящихся гаражей слишком мало: «на всех не хватит»; «не те масштабы»; «машин все равно много, и станет еще больше, они не успевают строить».

Наконец, как всегда, нашлись люди, которые вообще не верят ни во что хорошее: «потому что ни хрена как обычно…»; «да просто ерунда очередная»; «у нас все не слава Богу».

Особняком стоят комментарии такого рода: «я вообще категорически против строительства гаражей». Эти люди не хотят, чтобы поблизости от их дома что-либо строилось.

Перейдем теперь к позитивно настроенной группе респондентов, которая видит толк в программе «Народный гараж». Их, напомним, мы насчитали 39,3% - и это тоже немало.

И в этой группе ее представители приводили разные аргументы, которые мы можем рассмотреть по отдельности. Так, часть опрошенных считает, что программа решит проблемы, но только при условии, если у людей хватит денег на гаражи. Несмотря на то, что представители этой подгруппы поддерживают данную программу, они отмечают высокие цены: «дороговато, конечно, но часть проблемы решится»; «не каждый может позволить место за 350 тыс. руб.»; «важно, чтобы это реально строилось и стоило реальные деньги»; «хорошо, но дорого».

Респонденты отмечали также дефицит в городе легковозводимых конструкций для авто, поэтому приветствовали их строительство: «машин в городе много, а парковок мало»; «очень мало таких гаражей».

Наконец, прозвучало и мнение, что программа, конечно, полезна, но решит лишь часть задач: «поможет ситуации, но не в целом»; «только частично, не все смогут там приобрести что-то»; «думаю, процентов на 50, то есть, не вполне решит».

Наконец, в этой группе обнаружились оптимисты, которые одобряли программу без всяких комментариев: «это было бы хорошо; поможет, надо строить»; «надо строить однозначно»; «пора уже решить»; «будет, куда ставить машину»; «это очень удобно»; «а почему бы и нет».

Проектная декларация на рекламируемом сайте
Застройщик: Лексион Девелопмент
ЖК "Румянцево-Парк" Квартиры от 3,8 млн руб. Высокие темпы строительства. 5 минут до метро Саларьево. Ключи через год. от 3,8 млн руб. Узнать телефон

Подведем итоги. Несмотря на, казалось бы, открытый, доступный и постоянный информационный поток, посвященный программе правительства Москвы «Народный гараж», 44% опрошенных нами москвичей ничего о ней не слышали. Получается, что информации явно недостаточно. Знают о проекте 40%, «что-то слышали» - 16%.

При этом половина участников группы из тех, кто знает или слышал о проекте - 51,8% - не верят, что программа «Народный гараж» решит проблему парковок, потому что цены на гаражи слишком высокие, расположатся парковки, с точки зрения респондентов далеко и неудобно, да и планируемых машиномест, явно недостаточно, чтобы приютить все автомобили, число которых растет с каждым днем.

39,3% знающих о программе респондентов считают, что программа станет полезной, но при условии, если гаражи окажутся по карману москвичам. Участники опроса отмечали также, что сегодня гаражей очень мало, поэтому строительство новых необходимо. При этом часть участников полагает, что программа поможет решить проблему парковок лишь частично.

Отметим, что в обеих группах присутствовали граждане, которые основывали свое мнение на эмоциях, без особо веских аргументов. Так, в группе противников были люди, которые всегда всем недовольны, в «группе поддержки» - люди, которые обычно приветствуют что-то новое. Еще одна особенность этого опроса: обе группы – противников и сторонников оперировали примерно одними и теми же тезисами – «высокие цены», «недостаточно строится гаражей», но пришли к противоположным выводам. Наконец, обе группы в принципе сопоставимы по количеству участников, поэтому мы можем говорить о некотором расколе мнений среди москвичей по поводу «гаражной программы».

Данные журнал Metrinfo.Ru получил с помощью телефонного опроса, проведенного по репрезентативной выборке. Она позволяет отразить мнение населения сколь угодно большого города и выдержать соотношение по полу и возрасту респондентов в зависимости от численности населения в округах Москвы. В опросе участвовали жители города трудоспособного возраста. Подробнее о социологических исследованиях на рынке недвижимости.