Новостройки с заботой о жителях. Жилые дома с пандусами, подъемниками, широкими коридорами и холлами. Удобно всем: молодым родителям, велосипедистам и «колясочникам»

Тема организации городского пространства так, чтобы в нем было комфортно жить людям с ограниченными возможностями, присутствует давно. Как минимум 10 лет назад в Москве стали появляться пандусы в подъездах и съезды с тротуаров. Но сейчас, после победы наших паралимпийцев в Сочи, этот вопрос стал еще более злободневным.

Согласно официальным данным, в России насчитывается около 13 млн инвалидов. Цифра, если вдуматься, огромная – без малого 10% населения. Понятно, что заболевания, по которым люди получили инвалидность, разные. Также разнится и тяжесть этих заболеваний – не зря же существует несколько групп инвалидности. Однако факт остается фактом: весьма существенной части наших сограждан в мире, организованном обычными людьми, трудно даже просто передвигаться. «Портал о недвижимости MetrInfo.Ru» решил разобраться, учитывают ли сейчас строители нужды этих людей.


Долой барьеры!
Что вообще нужно инвалидам? Или (выражаясь языком модной сегодня политкорректности) маломобильным группам населения (МГН)? Формальный ответ на этот вопрос очень прост: среда обитания должна быть организована так, чтобы человек вообще не испытывал проблем при передвижении. «Концепция безбарьерной среды сводится к тому, что любой человек, независимо от его физического состояния, имеет доступ ко всем объектам инфраструктуры, включая транспортную, - говорит Павел Лепиш, генеральный директор компании «Главмосстрой-недвижимость». – Сюда следует отнести традиционные средства: лифты, подъемники, перила, дорожки, контрастно размеченные тротуары со съездами. Разумеется, должны быть и удобные пандусы».

Наши эксперты отметили, что действующие на сегодня градостроительные нормы весьма подробно рассматривают данную тематику. Речь идет о:

- Законе города Москвы № 3 от 17 января 2001 года «Об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур города Москвы»;

- строительных правилах (СП) 59.13330.2012 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения». Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001;

- СП 42.13330.2011 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений». Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89.

Рассмотрим требования, изложенные в этих документах, подробнее. Начнем с придомовой территории. «В современных ЖК проектируются удобные подъезды к зданиям с широкими (не менее 1,2 м) тротуарами; автомобильные стоянки должны быть обеспечены открытыми местами размером не менее 3,5 на 5 м, - говорит Клим Чижик, руководитель проекта ЖК «Life-Митинская» ГК «Пионер». – Пешеходные входы и въезды во двор с прилегающих улиц должны осуществляться по пологим пандусам. Уклоны пешеходных дорожек и тротуаров должны составлять: продольный не более 5%, поперечный не более 2%. Пешеходные пути выполняются из антискользящего покрытия из асфальтобетона и тротуарной плитки.

На территории жилой застройки предусматривается размещение наземных тактильных указателей (фактурная плитка, указывающая направление дальнейшего движения), устраиваются пандусы для преодоления бордюров.

В местах пересечения пешеходных путей с проезжей частью оптимальная высота бордюров 0,025 – 0,04 м, съезды с тротуаров имеют уклон, не превышающий 1:10.

Специально обозначаются места выхода к проезжей части и остановкам городского транспорта (фактура и цвет покрытия дорожек и тротуаров меняется)».

Войдем теперь внутрь здания. Площадки входов в жилую зону, говорит Клим Чижик, проектируются на 2 см ниже отметки чистого пола первого этажа, при обустройстве входов используется нескользкая при намокании плитка. Высота порогов (с крыльца на 1 этаж, в тамбур) должна составлять не более 2,5 см, ширина дверных проемов не менее 1,5 м. Входные двери должны быть выполнены из прозрачного противоударного материала с контрастной маркировкой, П-образными ручками и доводчиками с задержкой закрывания.

Коридоры и холлы в зданиях проектируются шириной от 1,8 м. В зданиях должна быть предусмотрена контрастно окрашенная поверхность участков пола перед поворотами и дверями. Минимальная ширина лестниц 1,35 м, высота ступеней 15 см и ширина ступеней – 30 см.

Кабины лифтов должны иметь внутренние размеры не менее 1,7 на 1,5 м, ширина дверного проема – не мене 0,9 м. Оптимальная ширина лифтовых холлов - 1,5 х 1,75 м.

Санузлы для пользования МГН проектируются в соответствии с размерами 1,65 на 2,3 м, внутри кабины оборудуются опорные поручни, крючки для костылей и аварийная кнопка.

Здания должны быть оснащены системами информационной поддержки, которая обеспечена на всех путях движения.


Некоммерческие соображения
Строительство и девелопмент – это бизнес, и их основной целью является получение прибыли. Является ли «инвалидоориентированность» проекта коммерчески выгодной, существует ли на данные опции платежеспособный спрос? Ответы на данный вопрос мы получили весьма разноплановые: на первый взгляд выходит так, а вглядишься повнимательнее – уже иначе…

Итак, инвалидов среди покупателей квартир не очень много. «Как показывает практика, инвалиды составляют сегодня небольшой процент покупателей, который не может составить ощутимую группу покупателей, - говорит Ольга Зыблая, руководитель продаж проекта ApartVille. – Тем более в сегменте комфорт и бизнес». «Состоятельных инвалидов – единицы, и живут они в основном за городом или за границей, так как в пределах города комфортная среда для них не создана», - подтверждает Дмитрий Гусев, управляющий партнер ГК «Глубина».

Но, продолжает эксперт, спрос на оснащение ЖК соответствующими опциями «огромен сейчас и будет только увеличиваться». Причина – возрастающее количество пожилых людей. «По нашим оценкам, к 2030 году доля возрастной группы 60+ вырастет с сегодняшних 23,1% (33,1 млн) до 28,8% (40,8 млн); количество пожилых людей 80+ также увеличится почти вдвое, - говорит Дмитрий Гусев. – Причем существенную долю этих граждан составят вполне благополучные пенсионеры. Естественно, они будут нуждаться в специальной среде и особом уходе, обеспечить который в обычном жилом доме практически невозможно».

Отмечали наши собеседники и еще один аспект – моральный. «На наш взгляд, независимо от платежеспособности, этой группе населения должны быть обеспечены все условия использования помещений в полном объеме для самостоятельной безопасной деятельности либо при помощи сопровождающего, а также в случае эвакуации в экстренной ситуации», - отмечает Ольга Денисова, начальник отдела маркетинга и рекламы «ЛСР. Недвижимость – Москва». «В этом вопросе речь не идет о спросе и предложении, - полностью поддерживает Гасан Архулаев, исполнительный директор Sezar Group. – Сознательные девелоперы предусматривают все необходимые условия для счастливой жизни в своих объектах всех людей, в том числе маломобильных».


Остальным тоже нужно
Подавляющее большинство покупателей квартир составляют все-таки обычные люди. Как относятся они к мерам по помощи МГН? Как выясняется, довольно приветливо. «К таким техническим приспособлениям, как пандусы, просторные лифты или удобные съезды с тротуаров, потребители относятся положительно, поскольку они используются не только людьми с ограниченными возможностями, но и остальными жильцами, - говорит Александр Щиголь, коммерческий директор девелоперской компании Brusnika. – Например, родителям с маленькими детьми гораздо удобнее пользоваться пандусами и грузовыми или грузопассажирскими лифтами, чем вносить коляску по лестнице на руках. Любители покататься на роликах и велосипедах также пользуются пандусами, спускаться и подниматься по которым на площадку гораздо удобнее и безопаснее, чем по лестнице».

С другой стороны, значимо, чтобы принимаемые меры не создавали неудобств. «Очень важно устанавливать съезды и пандусы для малоподвижных людей таким образом, чтобы они не преграждали проходы для остальных жителей дома», - замечает Рубен Разилов, заместитель директора по маркетингу и продажам компании AFI Development.


Конкретные примеры
Памятуя о том, что дела важнее слов, мы попросили наших консультантов ответить на простой вопрос: что делается для облегчения жизни инвалидов на объектах, строящихся их компаниями?

В ЖК «Альбатрос», рассказал Сергей Лядов, пресс-секретарь девелоперской компании «Сити-XXI век», организована система освещения тротуаров на пути следования к входам в здание и на территории, на пути движения отсутствуют препятствия и выступающие элементы. Входы в здание (пандусы, лестницы и площадки) оборудованы дополнительным освещением, навесами, распашными дверьми, водоотводом. Входы имеют лестницы с установкой: непрерывных опорных поручней на высоте 0,5, 0,7 и 0,9 м с завершением на 0,3 м с нетравмирующим окончанием с двух сторон, звуковых маячков у входной двери, рифленых напольных указателей у лестничных маршей и входных дверей, информационных указателей, табличек, вывесок. Внутри здания предусмотрен лифт для инвалидов, с увеличенными габаритами входного тамбура.

В ЖК «Новое Бутово», отмечает Михаил Михайлов, генеральный директор МД Групп, обеспечена непрерывность пешеходных и транспортных путей по территории комплекса, ширина тротуаров 1,5 м и более, продольный уклон не более 5%, поперечный - 1-2%, покрытие пешеходных дорожек, пандусов и тротуаров выделено цветом и имеет шероховатую поверхность. Внутри корпусов предусмотрены специальные лифты с опорными поручнями и специальными кнопками управления лифтом для слабовидящих (дублируются шрифтом Брайля); ширина дверных проемов 0,9 м; везде рассчитано необходимое пространство для маневрирования инвалидной коляской.

В ЖК «Западное Кунцево», говорит Григорий Алтухов, коммерческий директор ФСК «Лидер», помимо обязательных пандусов, поручней, предполагается еще и концепция двора без машин: людям с ограниченными возможностями также будет удобно передвигаться, не боясь наткнуться на выезжающий из-за поворота автомобиль. В целом все, что удобно инвалидам, – удобно и детям, пожилым людям и мамам с колясками.

В ЖК «Новые Ватутинки», рассказывает Александр Зубец, генеральный директор ООО «Новые Ватутинки», также реализованы многие из перечисленных выше мер. Кроме того, в подъездах устроены специальные подъемники, позволяющие инвалидам добраться до лифта. Также помещения оборудованы видеокамерами и тревожными кнопками на случай возникновения чрезвычайных ситуаций.

В ЖК «Солнечная система» (Химки), по словам Леонарда Блинова, директора по маркетингу Urban Group, спроектированы квартиры на первых этажах, из которых можно выйти прямо на улицу, минуя подъезд.

Резюме от портала www.metrinfo.ru

Создание комфортного для МГН пространства – это никак не коммерчески выгодный проект: инвалиды не столь многочисленны и состоятельны, чтобы полноценно голосовать рублем за или против тех или иных застройщиков. Но меры для того, чтобы сделать их жизнь удобнее, застройщики принимают. Во-первых, законы. Во-вторых, это оказывается удобным для других категорий – тех же мамочек с колясками. Не говоря уже об этической стороне вопроса.